ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Польша и расследование

Варшава готова поставить вопрос о фактическом возобновлении расследования обстоятельств гибели самолета Леха Качиньского под Смоленском. Источники польского радио уверяют, что России могут предложить подготовить новый совместный доклад о катастрофе

Польша и расследование
Фото: Reuters

Варшава. 14 января. INTERFAX.RU - Неудовлетворенность польской стороны докладом Межгосударственного авиационного комитета о причинах авиакатастрофы под Смоленском, в которой погиб президент Лех Качиньский, может материализоваться в инициативу подготовки нового документа об обстоятельствах трагедии. Варшава намерена предложить Москве подготовить новый совместный доклад о расследовании причин авиакатастрофы 10 апреля прошлого года под Смоленском, в результате которой погиб президент Польши Лех Качиньский. Правительство Польши направит российскому руководству официальное письмо с таким предложением, сообщило в пятницу польское радио со ссылкой на свои источники.

Накануне премьер Польши Дональд Туск заявил журналистам, что российский доклад о причинах трагедии является "неполным". Он сообщил, что намерен провести новые переговоры с Россией по вопросу о расследовании причин авиакатастрофы. "Если эти переговоры провалятся, нам может потребоваться помощь международных экспертов", - предупредил глава польского кабинета. Туск подчеркнул, что в случае с этими переговорами речь не идет о том, чтобы добиться компромисса между российскими и польскими экспертами. "Цель переговоров - не выработка компромисса, а поиск правды", - пояснил премьер Польши. По мнению Туска, при составлении доклада МАК "были учтены лишь некоторые замечания, сделанные польской стороной". Глава польского кабинета также выразил надежду, что последствия авиакатастрофы под Смоленском, в результате которой погиб Качиньский, не поставят под угрозу развитие отношений с Россией .

Польский премьер отметил: "Не стоит отрицать долю вины Польши в случившемся, однако мы не допустим того, чтобы этот доклад был односторонним".

Между тем, российский источник выразил несогласие с мнением о том, что итоговый доклад МАК является неполным. "Если есть мнение о том, что доклад неполный, должны быть предоставлены новые важные факты, которые это подтверждают. Такие факты не представлены", - сказал "Интерфаксу" в четверг российский источник.

Накануне председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов, комментируя заявления польских официальных лиц, заявил, что комиссия детально рассмотрела замечания Польши к проекту окончательного отчета о расследовании авиакатастрофы и учла комментарии технического характера в соответствии с приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации. Морозов напомнил, что "расследование катастрофы завершено и отчет является окончательным". При этом польской стороной была официально заявлена просьба приложить Замечания к Окончательному отчету, если они не будут учтены. "По решению технической комиссии замечания приложены к окончательному отчету полностью и являются его неотъемлемой частью. Другие формы подготовки и опубликования окончательного отчета с приложением 13 не предусмотрены", - отметил глава комиссии. Он еще раз подчеркнул, что "в соответствии с международными правилами орган по расследованию авиапроисшествий должен быть совершенно объективным, абсолютно беспристрастным и должен противостоять политическому или другому вмешательству или давлению".

В среду МАК представил итоговый отчет о расследовании катастрофы самолета Качиньского. Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.

В пятницу в Межгосударственном авиационном комитете заявили, что ведущие мировые агентства по безопасности на транспорте отметили объективность итогового доклада МАК о расследовании катастрофы самолета Качиньского. "После опубликования окончательного отчета, МАК получил ряд отзывов, отмечающих объективность, полноту и высокий уровень окончательного отчета, полностью соответствующего международным стандартам", - сообщил сайт МАК.

Между тем бывший президент Польши, лауреат Нобелевской премии Лех Валенса считает очевидным, что польская сторона несет большую часть ответственности за крушение самолета Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года. "С прискорбием заявляю, что гораздо больше ошибок было совершено с нашей стороны. С другой (российской - ИФ) стороны была только одна ошибка: надлежало запретить посадку, а если нет, то стрелять, чтобы отпугнуть", - цитирует известного польского политика в пятницу "Газета выборча". По словам Валенсы, отчет МАК о причинах катастрофы не удивил его.

Валенса считает вину польской стороны за гибель лайнера очевидной. "Самолет опаздывал, хотел наверстать время. Не должен был вылетать, и вообще садиться. Чего здесь еще выяснять?" - сказал он. "Надо начинать с того, что эта поездка вообще не должна была состояться. Премьер нас представлял. Президент мог бы дать ему текст и попросить прочитать над могилами", - добавил Валенса. По его мнению, на российских диспетчеров на аэродроме также было оказано определенное давление. "Но какое? Если они звонили, чтобы узнать, что делать, так как поляки хотели садиться, а погода была плохой, то весьма правдоподобным кажется, что ответ из Москвы был таков: надо максимально все уладить, иначе будет большой скандал, если мы не пустим президента Польши. Они оказались в безвыходной ситуации", - считает Валенса.

Обозреватель Владимир Шишлин

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });