ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Финансовые "прачечные" непобедимы

Борьба с фирмами-однодневками не дает результата, признает Росфинмониторинг. Изменения, внесенные в Уголовный кодекс для противодействия им, создают проблемы честным бизнесменам, а не организаторам нелегальных схем

Финансовые "прачечные" непобедимы
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 12 апреля. FINMARKET.RU - Фирмы-однодневки пережили травлю со стороны правительства и правоохранительных органов, считают борцы финансовыми преступлениями из Росфинмониторинга. Если чего и удалось добиться, так то того, что "однодневки" перестали быть однодневками - преступники спокойно пользуются давно созданными фирмами. Уголовный кодекс не позволяет эффективно наказывать мошенников, а последние поправки, призванные сделать жизнь создателей "однодневок" невыносимой, скорее ударят по добросовестным предпринимателям.

  • Росфинмониторинг уже докладывал правительству о нелегальных схемах вывода средств через фондовый рынок и брокерские операции.
  • Новый отчет (копия есть у "Финмаркета"), подготовленный для специальной комиссии, возглавляемой первым вице-премьером Виктором Зубковым, посвящен обналичиванию денег через банки.
  • Однодневки - одно из самых опасных явлений для экономики, ведь они затягивают в процесс отмывания все больше и больше организаций, в том числе и тех, которые изначально являются вполне добросовестными налогоплательщиками, объясняет Росфинмониторинг. Последние не в силах выдержать ценовую войну с однодневками, также начинают искать пути ухода от налогов.
  • Привлечение лиц, участвовавших в создании "фирм-однодневок", к уголовной ответственности до сих пор встречалось крайне редко, несмотря на то, что в УК в принципе предусмотрены нормы, позволяющие это делать.
  • Проблем добавила и отмена в 2010 году статьи "Лжепредпринимательство", уверены чиновники. Она предусматривала ответственность за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую и банковскую деятельность, но с целью получить кредит, освобождение от налогов или какую-либо другую имущественную выгоду.

Что с ними делать?

Главное препятствие, мешающее эффективно бороться с созданием однодневок, несовершенство Уголовного кодекса, пишет Росфинмониторинг:

  • В прошлом году в УК появилась статья, предусматривающая ответственность за организацию юрлица через подставных лиц, по предварительному сговору, а также за незаконное использование документов для образования юрлица. С одной стороны, правоохранительным органам стало легче привлекать преступников к ответственности, ведь доказывать неуплату налогов однодневкой теперь не нужно, достаточно того, что фирма создана с нарушением порядка. Но анализ показал, что для отмывания используются юрлица, зарегистрированные до вступления в силу новых статей УК - для них закон обратной силы не имеет. Так однодневки постарели - и только.
  • Больше вреда новые нормы могут принести тем, кто закон не нарушает. Прежде всего, это юридические фирмы, занимающиеся регистрацией компаний и продажей готового бизнеса под ключ. Продажа готовой фирмы - распространенная и востребованная на рынке услуга, теперь же бизнесменам придется как-то проверять их учредителей, чтобы их не расценили как подставных лиц.
  • Согласно примечанию к новой статье, подставными лицами могут считаться только учредители юрлица или органы управления, путем введения которых в заблуждение оно образовано. Таким образом, если подставные лица сознательно участвовали в создании фирмы, от ответственности можно уйти.

Сейчас чиновники разных ведомств активно работают над совершенствованием законодательства, сообщает Росфинмониторинг, но каким бы совершенным оно ни было, его эффективность будет оставаться крайне низкой без создания действенного механизма правоприменения.

"Отмывочный" бизнес оставался относительно безопасным для его организаторов долгие годы. Но после того, как в начале года разобраться с отмыванием поручил президент Дмитрий Медведев, быстро нашлись нарушители. Те, кого чиновники считают "выявленными нарушителями", в докладе не называются. Упоминаются несколько банков, в которых в марте прошли обыски, которые по данным Росфинмониторинга, были соучастниками - по умыслу или по халатности - "отмывочных площадок".

В марте были проведены обыски и изъяты документы сразу в нескольких банках - "Фондсервисбанке", "Мастер-банке", "Золостбанке", АКБ "Стратегия", Судостроительном банке и Международном клиринговом банке. Правоохранительные органы заподозрили их сотрудников в том, что они не сообщали Росфинмониторингу о движении крупных сумм через счета "фирм-однодневок", выводивших деньги за рубеж. Сами банки свою причастность к нелегальным операциям отрицали, объясняя, что дело в злом умысле их клиентов, которые вполне легально использовали банковские счета.

В документах Рофинмониторинга, представленных в правительство в конце марта, упоминаются 4 банка: "Фондсервисбанке", "Мастер-Банк", АКБ "Стратегия" и Судостроительный банк.

Самая громкая история связана с первым из них. В ноябре прошлого года ФСБ сообщила о разоблачении группы участников фондового рынка, которая незаконно вывела за рубеж более 100 млрд руб. Возглавлял ее уже судимый за экономические преступления Роман Недялков. Никаких подробностей тогда не раскрывалось.

Из материалов Росфинмониторинга следует, что схема включала в себя цепь сделок по купле-продаже акций ведущих российских компаний. Продавцами и покупателями выступали офшорные компании и фирмы-однодневки. Бумаги поступали на счета ДЕПО офшорных компаний, реализовывались на ММВБ и РТС, а вырученные за них деньги отправлялись на счета в зарубежные банки. Счета организаций, осуществлявших транзит основной массы денежных средств, находились в "Фондсервисбанке". В МВД считают, что менеджмент банка не докладывал в Росфинмониторинг об операциях с большими денежными потоками, которые шли через фирмы-однодневки».

  • "Фондсервисбанк" создан в 1994 году. Согласно данным, указанным на сайте ЦБ, основным акционером банка является столичная трастовая компания "Союз", ее владелец - президент банка Александр Воловник. 2,44% "Фондсервисбанка" принадлежат Российской Федерации через "НПО Энергомаш имени ак. В.П. Глушко".

Генеральный директор "Фондсервисбанка" Григорий Белкин (его интервью см ниже) заявил "Финмаркету", что банк в принципе не мог скрывать какие-то операции от Росфинмониторинга и Центробанка - все они отображаются в режиме онлайн и спрятать их практически невозможно. Те, кого правоохранительные органы называют фирмами-однодневками, были для банка "обычными клиентами", и все платежи по их операциям банк осуществлял абсолютно легально.

Остальные три банка - "Мастер-Банк", Судостроительный банк, АКБ "Стратегия" - упоминаются в докладе в качестве объектов "успешных операций по борьбе с так называемыми обнальными площадками в отношении их клиентов". Сумма выведенных и обналиченных средств составляет не менее 20-25 млрд руб. В офисах и квартирах подозреваемых (их имена не приводятся) изъято более 500 печатей, в том числе гербовые печати госорганов. Организаторы незаконной банковской деятельности задержаны, некоторым уже предъявлены обвинения, сообщает Росфинмониторинг.

  • "Мастер-Банк" основан в 1992 году. По информации на его сайте, банк принадлежит семье Булочник. Александр Булочник напрямую владеет 3,8% акций «Мастер-Банка» и еще 24,35% через два ООО. Его отцу Борису Булочнику принадлежат 5,5% и еще 17,77% через ООО. Матери, Наталье Булочник, через ООО принадлежит 18,97% акций банка. Небольшую долю также имеет их второй сын Игорь Булочник.
  • Судостроительный банк учрежден в 1994 году. На сайте указано, что его акционерами в равных долях по 20% являются ООО: «БРИДЖ-С», «ГОРН-М», «ДЕЛЬТА ВК», «РУСТ» и «ФИН-АЛВО».
  • АКБ "Стратегия" основан в 1994 году. По 19,9% принадлежат Олегу Медведеву и Леониду Кельину. Еще 19,89% - Алексею Андронову. 18% через общество с ограниченной ответственностью "Алур" контролируют Алла и Александр Уринсон.

Представители "Мастер - Банка" и Судостроительного банка (СБ Банк) наличие каких-либо претензий к действиям самих банков отрицают.

Елена Федосова, начальник управления мониторинга операций клиентов Судостроительного банка (в ответ на письменный запрос) сообщила:

"В результате совокупности принятых мер, предусмотренных действующим законодательством РФ, по предотвращению совершения сомнительных операций и снижению риска вовлечения банка в преступные схемы, счета клиентов, по которым сотрудниками правоохранительных органов производилась выемка документов, закрыты. К банку, его руководству или сотрудникам претензий или обвинений со стороны Росфинмониторинга или правоохранительных органов предъявлено не было."

Анна Сапожникова, руководитель пресс-службы «Мастер-банка":

"Никаких претензий нашему банку не предъявлялось. Это наша официальная позиция. У нас была выемка документов, да, действительно, 14 марта был обыск, но официально никаких претензий банку предъявлено не было. Что у нас изъяли в марте, я сказать не могу, это вопрос скорее к правоохранительным органам».

Дозвониться до представителей АКБ "Стратегия" "Финмаркету" не удалось.

Генеральный директор "Фондсервисбанка" Григорий Белкин ответил на вопросы "Финмаркета", связанные с последними обысками в банке.

Предъявлялись ли какие-либо официальные претензии к вашему банку со стороны Росфинмониторинга или правоохранительных органов?

Белкин: Конкретно никаких. Более того, я могу вам сказать на все те обвинения, которые звучали в прессе по части, касавшейся нашего банка, например, "банк занимается выводом денег за рубеж": с тех счетов, которые были под особым вниманием правоохранительных органов, ни одна копейка не вышла за пределы рублевой зоны. Я вам говорю то, что у нас в результате проверки выяснилось.

Нас проверял Центральный Банк. Нас проверяют постоянно и контролируют в режиме онлайн три рейтинговых агентства, среди которых Moody`s. Национальное рейтинговое агентство подтвердило наш национальный рейтинг А+, и Moody`s не понизило наш рейтинг. Это независимые результаты анализа агентств, которые очень дорожат своей репутацией и из-за любого банка ставить ее под сомнение не будут, как вы понимаете. Мы закончили первый квартал с улучшением результатов по всем основным позициям.

Как вы прокомментируете мартовское заявление Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД о том, что менеджмент вашего банка не докладывал в Росфинмониторинг о больших денежных потоках, проходящих через банк?

Белкин: Это невозможно, потому что все операции с денежными потоками в режиме онлайн становятся известны и ЦБ, и Росфинмониторингу. Сегодня ни одну операцию скрыть невозможно. Все нарушения, которые происходят в банковской сфере, наверное, происходят вследствие того, что создаются "левые" фирмы за счет нарушения действующих законов. У нас не было ни одного нарушения по тем операциям, которые мы осуществляли. Все те проверки, которые были проведены и до обысков, и после обысков, и внутренний мониторинг ситуации, подтвердили, что мы все те платежи, которые проходили по фирмам, оказавшимся под прицелом МВД, осуществили легально.

Получается, что никакие фирмы-однодневки через ваш банк не действовали?

Белкин: Может быть, эти фирмы, которые МВД посчитало фирмами-однодневками, фирмами, через которые выводились деньги за рубеж, они и действовали в нашем банке. Но для нас это были обычные клиенты. И эти фирмы сдавали отчеты, то есть это официально, легально зарегистрированные фирмы.

Вся информация сразу же поступала и в ЦБ, и в Росфинмониторинг?

Белкин: Мы по-другому работать не можем, это закон о банковской деятельности. Каждый день в режиме реального времени вся информация отслеживается. Посудите сами: нас попрекают открыто в тех же самых документах, о которых вы говорите, что мы неправильно или плохо работаем с бюджетными средствами. Мы не работаем с бюджетными средствами вообще! У нас нет ни одной копейки бюджетных средств. А официально было заявлено, что к банку предъявлены претензии.

Следующая позиция: банку предъявлены претензии о том, что он нарушает действующее законодательство о работе на фондовом рынке по приобретению "голубых фишек" и прочих ценных бумаг, через которые выводятся деньги за рубеж. У нас даже лицензии для работы на фондовом рынке нет. Мы вообще никогда не работали на фондовом рынке.

Официальных претензий не было, все данные поступали. То есть получается, что заявление МВД было необоснованным?

Белкин: Мы не говорим о том, оно было обосновано или необоснованно, мы излагаем свою точку зрения и отстаиваем ее. Во всяком случае, ЦБ, который нас проверял полтора месяца, в результате своей проверки никаких серьезных замечаний, по которым были бы приняты какие-то экстраординарные меры, не выявил. Закончилась эта проверка буквально за несколько дней до того, как пришли с обыском. Обыск был 1 марта. Даже если бы мы очень хотели чего-то начудить, мы бы не успели.

Есть еще очень интересный документ. ЦБ периодически вывешивает таблицу с банками-нарушителями, которые как раз штрафуются ЦБ за нарушения федерального закона в части легализации доходов и прочих операций, - там с начала года, на момент проведения обыска в нашем банке, было порядка 60 банков, там были крупные банки - и Сбербанк, и другие. А нас там не было.

Утаить подобные нарушения от опытного финансиста, от проверяющих ЦБ, тем более невозможно. Для того чтобы банк занимался "обналом", он должен показать, что у него, допустим, выросла по каким-то позициям выдача наличных средств. Если у нас она из года в год, из месяца в месяц колеблется плюс-минус 3-4%, то совершенно понятно, что банк этим не занимается. Ну и потом, все люди, которые занимаются на рынке какого-либо рода операциями, прекрасно друг друга знают и знают, кто этим занимается, а кто нет. Поэтому ни один серьезный финансист, ни один банкир к этим обвинениям в наш адрес всерьез не отнесся.

Банк оставили в покое, не было ли дополнительных проверок?

Белкин: У нас был обыск 1 марта, и 13 марта к нам еще раз приходили по другому делу. Я хотел бы отметить, что эти дела не связаны непосредственно с банком, это разные дела, их расследуют разные управления и департаменты - Московский и ЦАО. И совершенно независимые две группы следователей приходили, мы им готовили документы.

Это банка не касалось вообще. Шуму было много, но я могу вам сказать, что как это все прошло, так это все на этом и закончилось. Потому что мы и тогда, и сейчас говорим о том, что эти выемки документов и эти следственные действия касались именно тех фирм, которые нарушали, может быть, мы не знаем просто, законодательство РФ.

В итоге информация была противоречивой, кого-то задержали из других банков (мы это не комментируем).

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });