ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:15

Private banking - от депозитов до винных погребов

Кредитные учреждения отмечают рост сегмента VIP-клиентов. Растет и инфраструктура их обслуживания. В рамках сервиса Private banking в разных банках привилегированным физлицам оказывают самые различные услуги

Private banking - от депозитов до винных погребов
Фото: Reuters

Москва. 30 июля. INTERFAX.RU - Private banking в России каждый банк понимает по-разному - набор предлагаемых услуг и порог вхождения в этот институт могут существенно отличаться. Вместе с тем все кредитные учреждения, опрошенные агентством "Интерфакс", отмечают, что VIP-клиентов становится больше, а их капиталы растут. В иных банках средства привилегированных физлиц составляют чуть ли не большую часть розничных пассивов.

Лайфстайл по прайвет-банковски

Одни кредитные учреждения под вывеской Private banking предоставляют просто более высокий уровень обслуживания плюс сопровождение инвестиционной деятельности клиента. Другие под Private banking подразумевают комплексный набор услуг вплоть до помощи в устройстве детей-внуков в элитные колледжи и в приобретении коллекционных вин.

Банк Москвы рамках Private banking предоставляет более выгодные условия по депозитам и кредитам. "Кроме того, растет популярность консервативных облигационных стратегий, а также продуктов с гарантией возврата капитала (так называемых, principal protected notes/investments)", - сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" член правления, вице-президент Банка Москвы Владимир Верхошинский. Среди плюсов банка он называет надежность государственного банка, инвестиционные возможности УК "ВТБ Капитал", офшорные продукты и услуги РКБ Кипр (дочерний банк ВТБ).

МТС-банк тоже предлагает специальные условия по вкладам, индивидуальные программы кредитования, страховые программы. С каждым VIP-клиентом работает персональный менеджер, который обеспечивает решение вопросов в режиме "24 часа в сутки", отметила директор департамента по работе с частными и институциональными клиентами МТС-банка Анна Юдина.

Росбанк, помимо стандартного набора, характерного для этого вида обслуживания - депозитов, банковских счетов, брокерского обслуживания, доверительного управления активами, предоставляет клиентам услуги по налоговому консультированию и финансовому планированию. Помимо этого в рамках Private banking Росбанк оказывает содействие в самых разных областях интересов клиентов: в получении индивидуальных юридических и страховых услуг, приобретении произведений искусства, коллекционных вин, яхт, раритетных автомобилей и т.д.

Private banking М2М Прайвет банка (банк, специализирующийся на обслуживании премиум-клиентов) также подразумевает широкий спектр услуг: предоставляется персональный менеджер и инвестиционный консультант, к услугам клиентов lifestyle management (комплексное частное обслуживание, направленное на организацию любых процессов во всех сферах жизни) и консьерж сервис, налоговое консультирование и консультации по структурированию владения активами.

"Уралсиб | Банк 121" (специализированное подразделение ФК "Уралсиб") своим клиентам предлагает программу Lifestyle, которая включает в себя предложения в сфере недвижимости, образования, туризма, организации мероприятий, искусства, страхования и альтернативных инвестиционных программ. "Но хочу подчеркнуть, что мы не ставим перед собой задачу угодить клиенту любыми средствами. Мы не предлагаем консьерж-сервис. Порой мы отговариваем клиентов от их затей, предлагая альтернативы. Это и отличает исполнителей от консультантов, которыми мы и являемся", - сказала "Интерфаксу-АФИ" исполнительный директор "Уралсиб | Банк 121" Ольга Дегтярева.

"У нас множество партнеров, которые помогут как арендовать яхту к Рождеству за разумные деньги, так и сформировать коллекцию произведений искусства, построить винный погреб или решить вопрос с поступлением детей и внуков на обучение за рубежом", - сообщил директор департамента частного банковского обслуживания Юникредит банка Игорь Рябов.

"Мы можем предоставить решение, четко соответствующее конкретной потребности клиента в любой сфере его жизнедеятельности, включая нефинансовые вопросы", - отметила вице-президент Номос-банка Алина Бисембаева.

Долларовые миллионеры - welcome

Private banking разных кредитных учреждений различается также по порогу вхождения для клиентов.

Среди опрошенных агентством "Интерфакс" банков самое низкое требование у МТС-банка - физлицо может стать клиентом их Private banking, при готовности разместить средства в размере от $100 тыс. или эквивалент в рублях или евро (в рублях примерно от 3,2 млн рублей).

Чтобы попасть в сегмент pre-private Банка Москвы, где предоставляется стандартный набор услуг с повышенным сервисом, клиент должен обладать свободным капиталом от 3 млн рублей. Для обслуживания в сегменте private, где есть возможность создания индивидуального продукта или набора услуг, клиенту необходимо иметь капитал не менее 9 млн рублей.

В Юникредит банке возможность стать премиум-клиентом обсуждается индивидуально. "В первую очередь для нас важно высоко оценивать перспективы отношений клиента с банком, соответственно, многое определяется в индивидуальном порядке. Мы настроены на долгосрочное сотрудничество с клиентом и его семьей, это специфика данного сегмента банковских услуг. Но теоретически, если принимать во внимание издержки, которые возникают при проведении тех или иных банковских операций на небольшие суммы, я бы сказал, что общая сумма частного капитала клиента в Private banking - как в виде денежных средств, так и того или иного рода инвестиций - оправдана свыше 500 тысяч евро (около 19,8 млн рублей - прим. ИФ-АФИ)", - отметил И.Рябов из Юникредит банка.

"Целевой клиент Private banking Номос-банка размещает примерно 1 млн долларов (примерно 32,2 млн рублей - прим ИФ-АФИ). Конечно, формальный порог входа ниже и отдельно обсуждается с каждым клиентом с учетом его потенциала", - сообщила А.Бисембаева.

"Уралсиб | Банк 121" работает с состоятельными клиентами, которые располагают свободными финансовыми активами в размере более одного миллиона долларов США и готовы их разместить в те или иные финансовые инструменты. По словам О.Дегтяревой, согласно классификации западного Private banking, таких клиентов принято относить к категории HNWI (High Net Worth Individuals) или так называемым "хайнетам".

Порог вхождения в М2М Прайвет банке также составляет $1 млн.

Клиентом Private banking Росбанка можно стать, разместив средства на сумму от 30 млн рублей или эквивалент в иностранной валюте, другой способ - получить кредит минимум на 15 млн рублей.

Богатые "размножаются"

Каким бы ни был порог вхождения в Private banking, численность клиентов постоянно растет, свидетельствуют банки, опрошенные агентством "Интерфакс".

Так М2М банк уже обслуживает порядка 400 семей, при этом отмечается рост клиентской базы в последние годы и ожидается дальнейший рост.

"Сейчас у нас больше тысячи клиентов, за последние 1-2 года количество клиентов увеличилось, и мы ожидаем, что оно продолжит расти", - сообщили в Юникредит банке.

Численность VIP-клиентов МТС-банка и Банка Москвы составляет примерно по 1,5 тыс. человек. "С начала 2012 года количество клиентов банка выросло на 15%", - констатирует Верхошинский из Банка Москвы.

В Росбанке обслуживается более 1,8 тыс. частных состоятельных клиентов.

"За 2012 год мы наблюдаем существенный рост клиентской базы. В 2013 году планируем увеличить ее на 15-20%", - отметила Бисембаева из Номос-банка, но абсолютной цифры по количеству премиальных клиентов не привела.

"Уралсиб | Банк 121" численность клиентов раскрывать также отказался. Что касается роста клиентской базы, то, по словам Дегтяревой, наблюдается позитивная тенденция. Она связывает это с ростом общей численности состоятельных людей и приводит данные исследования Credit Suisse, согласно которым к 2016 году в России число долларовых миллионеров увеличиться с 95 тысяч до 171 тысячи (рост в 1,8 раза). "С другой стороны, нашу работу осложняет то, что российские миллионеры предпочитают большую часть своих средств держать на счетах западных банков, - преимущественно швейцарских. По оценке PricewaterhouseCoopers, доля таких активов у российских хайнетов составляет около 90%", - добавила Дегтярева.

Увеличение капитала избранных

Растет не только численность VIP-клиентов, но и объем средств, размещаемый ими в банках.

Так, портфель депозитов премиум-клиентов М2М Прайвет банка на 1 июля 2012 года составил 16,8 млрд рублей, и этот показатель планируется увеличивать. "Для нас важен не только объем депозитов, но и средств под управлением в инвестиционных продуктах и ценных бумагах. Мы ожидаем рост этого показателя на 15-20% (до конца 2013 года - прим. ИФ-АФИ)", - сообщил представитель банка.

Прогнозируемый рост портфеля премиум-клиентов Юникредит банка составляет более 20% в год.

Банк Москвы в первом полугодии увеличил средства VIP-клиентов на 30% - до 2 млрд долларов (порядка 64,4 млрд рублей). "Это хороший темп, который мы сбавлять не планируем", - отметил Верхошинский. Также банк наблюдает тенденцию к увеличению средней суммы вложений одного премиального клиента.

Промсвязьбанк и МТС-банк тоже заметили тенденцию к увеличению средней суммы средств одного клиента, которую он размещает в банке.

"За прошедший год рост среднего портфеля клиента составил 10-15%. И мы планируем дальнейшее увеличение портфеля", - сказала Бисембаева из Номос-банка.

"Значительная часть всех депозитов физических лиц банка - это депозиты состоятельных клиентов. Private banking мы воспринимаем как большой пассивообразующий элемент и потенциал роста непроцентного дохода", - отметил вице-президент - директор департамента частного капитала Промсвязьбанка Петр Терехин.

По данным Банка Москвы, доля депозитов премиальных клиентов в общем розничном депозитном портфеле банка составляет 35%.

Портфель депозитов VIP-клиентов Росбанка к середине года превысил $1,4 млрд (порядка 45 млрд рублей), сообщили в кредитном учреждении. Согласно данным из рэнкинга "Интерфакс-100", общий портфель депозитов физлиц в Росбанке по итогам первого полугодия составил 96,4 млрд рублей. Таким образом, доля депозитов состоятельных клиентов составляет 46,7% в общем портфеле депозитов физлиц.

Любителям экзотики

VIP-клиентам кредитные организации предоставляют более широкий выбор валют, в которых можно разместить средства на депозит. Если обычным клиентам в большинстве банков предлагается открыть депозит только в трех валютах (рубли, доллары США и евро), то для состоятельных физлиц выбор может расширяться до 7-11 валют.

К примеру, Банк Москвы принимает на депозиты средства в пяти валютах: рубли, доллары США, евро, швейцарские франки, фунты стерлингов.

Номос-банк предлагает открытие депозитов и текущих счетов в 10 валютах: рублях, долларах США, евро, фунтах стерлингах, канадских долларах, австралийских долларах, китайских юанях, японских иенах, швейцарских франках и чешских кронах.

В Юникредит банке доступно 11 валют.

Состоятельные клиенты "Уралсиб | Банк 121" могут разместить свой капитал в рублях, евро, долларах США. Депозиты также доступны в швейцарских франках, фунтах стерлингов, канадских и австралийских долларах, китайских юанях, японских иенах, шведских и норвежских кронах. Всего 11 валют.

Как сообщили в Промсвязьбанке, банк готов разместить средства клиента в любых валютах, если эта валюта имеет хождение и котировку на рынке. "Но очень важно, чтобы сумма была значительной, иначе условия этого депозита будут не настолько интересны клиенту. При этом мы имеем серьезную линейку валют, куда входят не только евро, доллар, рубль, но и фунт, швейцарский франк, иена, шведская крона, канадский и австралийский доллары. Поэтому при желании наш клиент может сформировать такую корзину валют против доллара, которой оперируют все финансовые институты", - уточнил Терехин из Промсвязьбанка.

"Мы можем принять к размещению средства в любой валюте, особенно учитывая, что у нас есть управляющая компания в Европе", - отметили в М2М Прайвет банке.

Хранить, не занимать

Вместе с тем такая классическая банковская услуга, как кредитование, в Private banking имеет ограниченный спрос, констатирует большинство игроков этого сегмента.

Кредитование состоятельных лиц не является фокусом работы Банка Москвы, данные услуги предоставляются по запросу клиента, сообщил Верхошинский.

"Мы делаем основной упор на услуги, которые помогают сохранить и приумножить капитал клиента. К их числу относится, например, инвестиционное консультирование. Услуга кредитования предоставляется тем клиентам, которых с банком связывает длительные партнерские отношения. Каждый запрос на предоставление кредита рассматривается индивидуально", - сказала Дегтярева из "Уралсиб | Банк 121".

МТС-банк вопросы кредитования VIP-клиентов рассматривает также в индивидуальном порядке. Но, как отметили в банке, порог максимальной суммы кредита не ограничен.

Промсвязьбанк готов предоставить кредит на хороших условиях своим премиум-клиентам. "Но обычно эта услуга имеет довольно ограниченный спрос", - отметили в банке.

Как сообщила директор департамента по работе с состоятельными клиентами Росбанка Наталья Родионова, кредитный портфель VIP-клиентов ее банка к середине текущего года превысил 150 млн в долларовом эквиваленте (порядка 4,83 млрд рублей). По данным рэнкинга "Интерфакс-100", по итогам первого полугодия общий розничный портфель кредитов Росбанка составил 197,4 млрд рублей. Соответственно доля состоятельных клиентов в этом портфеле составляет лишь около 2%.

Однако для Юникредит банка кредитование премиум-клиентов является также значимой частью их работы. "Вопрос ликвидности для наших клиентов является достаточно важным, у нас есть несколько решений, задействующих кредитные средства, в том числе и классическая ипотека с выгодными ставками. Не секрет, что некоторые клиенты сначала берут у нас деньги, а потом готовы свои размещать. Здесь вопрос положительного опыта, который получает сам клиент от сотрудничества с банком", - полагает Рябов из Юникредит банка.

Бисембаева из Номос-банка отметила, что к концу 2013 года объем кредитов VIP-клиентам планируется увеличить на 25%.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });