ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 20:37

Стимулирование и госкапитализм доведут до спада

"Доктор Рок" оценил шансы того, что мировая экономика в 2013 году пойдет на поправку и решил, что они не очень высоки. Год зеркально отразит предыдущий - полгода оптимизма и полгода бегства от рисков, в 2012 все было наоборот - сначала страх, потом оптимизм

Стимулирование и госкапитализм доведут до спада
Фото: Reuters

Нью-Йорк. 18 января. FINMARKET.RU - 2013 год станет полной противоположностью 2012-му, уверен известный экономист, предсказать кризисов Нуриэль Рубини. Прошлый год словно распался на две половинки: сначала инвесторы старались избегать рисков, а потом началось настоящее ралли в рисковых активах - инвесторам оптимизм вернули действия центробанков.

Эффект от смягчения монетарной политики будет сохраняться в первой половине 2013 г., это заставит рынки расти. Но во второй половине года станет ясно, что монетарная политика оказывает все меньшее влияние на экономику, а бюджетная экономия правительств тормозит рост. Тогда риски вновь вернутся, а инвесторы уйдут в безопасные активы. Так 2013 г. станет зеркальным отражением 2012.

Мир в 2013 году: подобие "идеального шторма"

Согласно базовому сценарию Roubini Global Economics, в 2013 г. мировая экономика вновь вырастет на 3%, но восстанавливаться разные регионы мира будут с разной скоростью.

  • Развитые страны ждет медленное, затяжное восстановление - ВВП вырастет на 1%, а многие страны, например, еврозона не выйдут из рецессии. В развитых странах продолжается списание долгов: население, правительства и бизнес продолжат сокращать расходы и больше сберегать.
  • Если в 2012 г. от бюджетной экономии страдали лишь страны европейской периферии и Великобритания, то в 2013 г. экономия поразит также страны Центральной Европы и США. Из развитых стран в стороне от этого процесса останется лишь Япония, в которой программа экономии отложена до 2014 года.
  • Развивающиеся страны будут расти в среднем на 5%. Быстрый рост в начале года будет связан с ослаблением монетарной политики, которая была довольно жесткой в 2011 и в начале 2012 года. Но оживление будет временным, к концу года и эта группа стран будет замедляться, в первую очередь, из-за структурных проблем Китая.
  • Сейчас у развитых и развивающихся стран примерно равная доля в мировом ВВП, а это означает, что примерно 80% роста мировой экономики обеспечат развивающиеся страны, а 20% - развитые.

Оживление на рынках и ралли в рисковых активах было связано с нетрадиционной политикой центробанков во второй половине 2012 года. ЕЦБ объявил о программе покупки облигаций проблемных стран OMT, ФРС - о третьем количественном смягчении, не имеющим никаких ограничений, а также привязала ставку к уровню безработицы. О стимулировании объявили Банк Японии, Банк Англии, Банк Австралии, а Банк Швейцарии осуществляет нестерилизованные покупки валюты на рынке. Развитые страны просто выкинули традиционные монетарные режимы в мусор и начали экспериментировать с денежной политикой.

Эти эксперименты вызывают у аналитиков фонда Рубини много вопросов.

  • Не ясно, как будет эволюционировать монетарная политика: перейдут ли центробанки к таргетированию номинального роста ВВП, продолжат таргетировать инфляцию или будут таргетировать валютные курсы. Возможно, QE будет привязано к темпам роста экономики или уровню безработицы.
  • Не ясны и последствия: не произойдет ли долгосрочный рост инфляции и не надулся ли на рынке облигаций или кредитования пузырь, который неминуемо лопнет? Не попадут ли политики в зависимость от монетарной властей, например, ЕЦБ проводит интервенции лишь в обмен на дальнейшую экономию со стороны правительств. В Японии, наоборот, политики заставляют Банк Японии проводить все более агрессивную политику.

В Фонде Рубини добавили несколько рисков к этому довольному пессимистичному прогнозу на 2013 год. Вряд ли в мировой экономике случится все сразу: США из-за споров республиканцев и демократов накроет повторная рецессия, в Европе вновь начнется острый кризис, а Китай резко замедлится. В 2013 г. мир, возможно, и не окажется в "идеальном шторме". Но может оказаться в одном из его подобий.

Бюджетная бомба в США

1 января американские политики смогли заключить мини-сделку и избежать "бюджетного обрыва". Но в конце февраля - начале марта экономику ждут новые споры: нужно будет поднять потолок госдолга, да и сокращение расходов было лишь отодвинуто на пару месяцев вперед. Эти споры могут привести к волнениям на рынках, но в целом рынки будут спокойны, ведь этот фильм ужасов они уже видели в 2011 и 2012 годах.

  • Даже текущая небольшая сделка замедлит темпы роста экономики на 1,4 п.п. При этом в последние несколько кварталов рост составлял примерно 2%. В итоге, в четвертом квартале 2013 года американская экономика может расти меньше, чем на 1%.
  • Однако в Фонде Рубини все же ожидают, что рост составит чуть ниже 1,7% - это консенсус-прогноз. Поддержит экономику США восстановление рынка недвижимости, сланцевая революция и QE3, а также оживление промышленности и рынка труда. Но ведь эти факторы могут не дать необходимого толчка, ведь, например, сланцевая революция в США до сих пор не оказала заметного влияния на другие отрасли экономики.
  • Вероятно, после долгих споров будет заключена очередная сделка, которая отодвинет решение вопроса еще на полгода. Потолок госдолга будет повышен еще на $600 млрд - этого хватит примерно до сентября 2013 года.
  • Демократам это даст время на то, чтобы представить план по сокращению дефицита бюджета, который также будет касаться и еще одного раунда увеличения налогов. Обама даже может согласиться на небольшое сокращение расходов - примерно на $400 млрд за 10 лет. В этом случае в 2013 году экономия бюджетных средств составит порядка $40 млрд - это лишь половина того, что было запланировано на этот год.

Новое обсуждение сделки начнется осенью 2013 года. Согласно этому сценарию, риски для экономики США не такие уж и высокие, хотя сокращение расходов и увеличение налогов затормозит рост. Но решение проблемы дефицита бюджета будет отложено на неопределенное время.

Кризис возвращается в Европу

Действия ЕЦБ и создание постоянного антикризисного фонда ESM стабилизировали ситуацию в Европе. Да и Германия сменила свое отношение к Греции и еврозоне в целом, ведь риски стран периферии влияют на страны Центральной Европы и снижают шансы Ангелы Меркель на переизбрание на выборах осенью 2013 года. Но ситуация в экономике не становится лучше:

  • В странах периферии ВВП сокращается под давлением мер экономии, слишком высокого курса евро, нехватки капитала у банков и отсутствия уверенности бизнеса и населения. От этих же проблем постепенно начинают страдать и страны Центральной Европы.
  • Европа продолжает распадаться на две части, правда, этот процесс немного замедлился: инвесторы продолжают уходить из слабой периферии в надежный центр. Долги в странах периферии остаются слишком высокими, а проблема низкой конкурентоспособности так и не была разрешена. Дисбалансы, связанные с высоким профицитом торгового счета Германии, также не были разрешены.
  • Да и сам монетарный союз остается довольно нестабильной структурой: он то ли вот-вот превратится в полноценный политический и экономический союз, то ли распадется на части. Лидеры ЕС уже предложили план по созданию банковского и бюджетного союза, но Германия пока тормозит этот процесс. Германия не хочет, чтобы ЕС превращался в США, по сути дела являющийся полноценным банковским союзом, в котором сильные и богатые штаты спонсируют бедные.
  • По мере углубления рецессии в Европе возможны акции протесты, забастовки, демонстрации, а затем и падения правительств в слабых странах.

Ключевые проблемы Европы не были решены и они вновь появятся во второй половине года. Еврокризис никуда не исчезнет в ближайшие годы, а мир ждет новые раунды реструктуризации госдолга и выход стран из еврозоны.

Китай неминуемо ждет жесткая посадка

В 2012 г. Китай смог избежать серьезного замедления благодаря денежному, бюджетному и кредитному стимулированию. Однако это лишь поддержало устаревшую, неэффективную модель экономику, зависимую от экспорта и инвестиций. К концу 2013 г. жесткая посадка экономики станет куда более вероятной.

  • Во время кризиса 2008-2009 гг. власти Китая смогли миновать рецессию, увеличив долю инвестиций в ВВП с 42% до почти 50% в 2010-2011 годах. Но не одна страна не может инвестировать 50% своего ВВП и при этом не создавать избыточных мощностей и плохих долгов.
  • Это уже видно невооруженным глазом: полупустые аэропорты и вокзалы, шоссе в никуда и огромные правительственные здания, а также города-призраки. Избыточные мощности заметны во всех секторах - автомобилестроение, производстве цемента, стали и других видах промышленности. Каждый год капитал просто тратится впустую, а это грозит дефляцией.
  • В 2014 году начнется серьезное замедление Китая, даже жесткая посадка. Китаю нужно быстро менять модель развития и стимулировать потребление. Но китайским домохозяйствам уходит меньше 50% ВВП страны, значительную часть из которых они сберегают. Это структурная проблема: китайские домохозяйства фактически сберегают, а госкомпании занимают под негативную реальную ставку. Уйдут десятилетия на изменение этой модели.
  • Нужна либо приватизация госкомпаний, либо значительный рост налогов на них - это позволит вернуть часть денег налогоплательщикам. Но и то и другие может привести к банкротствам влиятельным госпредприятий, фирм, ориентированных на экспорт и местных правительств. Этого власти страны боятся, поэтому новый пятилетний план предполагает еще больше инвестиций. А это означает постепенное замедление экономики и даже жесткую посадку в 2014 году.
  • Новые лидеры Китая слишком осторожны и вряд ли готовы на реформы, которыми будет недовольна значительная часть населения.

Госкапитализм довел БРИК до спада

В 2013 году помимо Китая и другие страны БРИК будут испытывать структурные проблемы, которые приведут к замедлению их экономик. Модель государственного капитализма, которая в разных формах существуют в этих странах, также не работает. Для всех этих стран характерны одни и те же проблемы: слишком заметное присутствие госкомпаний и госбанков в экономике, кредитование и финансирование напрямую направляется в любимые правительствам сектора и компании, правительство сопротивляется реформам, ужесточает контроль над природными ресурсами, вводятся различные протекционистские меры и ограничивается импорт.

В отличие от 2008-2009 гг. эти страны больше не могут стимулировать внутренний спрос, который помог им избежать затяжной рецессии. Сейчас такое стимулирование обойдется слишком дорого.

  • В Бразилии, России, Турции в последние годы также слишком быстро росло кредитование - со временем это значительно повысит хрупкость всей финансовой системы.
  • Кредитные риски могут быть сконцентрированы в отдельных секторах или группах агентов - этого не увидишь на средних значениях. Это происходит сейчас в Бразилии, Турции, Индии, Сингапуре и Гонконге.
  • Еще один риск - это дефицит счета текущих операций, который сейчас наблюдается в странах - экспортерах, например, в Бразилии, Южной Африке, Индии, Турции и других. Пока в целом это не представляет рисков, но со временем дисбалансы будут расти.
  • Россия, Украина, Аргентина и другие также входят в группу развивающихся стран, для которых сейчас высоки риски политической нестабильности и слишком слабых институтов. Этим странам также грозит замедление экономик.

Геополитические риски перекинулись с Ближнего Востока в Азию

Практически весь Ближний Восток сейчас социально, экономически и политически нестабилен.

  • Политическая и экономическая ситуация в Тунисе, Египте и Ливии, переживших Арабскую весну, до сих пор остается хрупкой. Иордания может пойти по их пути и также пережить революцию.
  • Война в Сирии может перекинуться на соседние страны - Турцию, Ирак, Ливан, Израиль и другие.
  • У Израиля тяжелые отношения с движением ХАМАС в Секторе Газа, движением "Хезболла" в Ливане и другими.
  • Возможность вооруженного конфликта между Израилем и Ираном сохраняется. К середине года Израиль потеряет терпение в переговорах с Ираном. Над миром нависнет возможность военного конфликта, а цены на нефть вырастут на 20%. Это затормозит рост в США, Европе, Китае и других странах. Ужесточение санкций ударит по Турции и странам Азии, импортирующим иранскую нефть.
  • Гражданская война в Йемене через теракты может перекинуться на соседнюю Саудовскую Аравию, которая и так нестабильна из-за передачи власти молодому поколению лидеров. В регионе возможны конфликты между суннитами и шиитами.

Но геополитические риски растут и в Азии, ведь увеличивается количество территориальных споров между Китаем, Японией, Тайванем и другими. Мирное восхождение Китая может оказаться не таким уж и мирным. Рост национализма и споров в регионе особенно опасен, ведь многие исторические конфликты так и не были официально разрешены, а системы урегулирования споров просто нет. Тем более, как видно на примере спора между Японией и Китаем территориальные конфликты могут иметь влияние на экономику и привести к дальнейшему замедлению.

Хроники событий
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5553 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2054 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ20 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии93 материалов