Надежда на доступ к шельфу
В протоколе совещания по шельфу в Новом Уренгое, которые чиновники писали и согласовывали две недели, остались пункты, которыми крайне недовольны монополисты освоения шельфовых месторождений - "Роснефть" и "Газпром"
Москва. 4 февраля. FINMARKET.RU - Два российских энергетических гиганта - "Роснефть" и "Газпром" - получили лицензии на разработку всего континентального шельфа страны, но так и не добились главного - не смогли полностью, раз и навсегда, обезопасить свою монополию на разработку от частных компаний и правительства.
Чиновники подвесили над ними "дамоклов меч" - если госкомпании не будут разрабатывать осваивать гигантские территории с достаточной скоростью, то на часть из них могут запустить сервисные компании, которые проведут разведку (так называемые мультиклиентные съемки).
Участки нельзя будет отложить "про запас" - то, что не пригодилось сейчас, госкомпании должны будут сдавать в фонд возврата, а потом эти куски шельфа будут разыгрываться между всеми компаниями на аукционе.
- Распоряжение правительства, которое наделяет "Роснефть" правом разведки и добычи углеводородного сырья по 12 участкам континентального шельфа, было опубликовано на сайте правительства в пятницу. "Газпром" получит лицензии чуть позже.
- Решение о выдаче участков было принято ранее - после совещания 15 января в Новом Уренгое. Но разъяснения о том, на каких условиях выдаются лицензии, должно было быть прописано в протоколе совещания.
"Финмаркет" ознакомился с протоколом. На то, чтобы его составить и подписать, у чиновников ушло почти две недели, а президент "Роснефти" Игорь Сечин и глава "Газпрома" даже прислали в правительство письмо со своим черновиком протокола.
Правительство, как следует из протокола, не собирается отказываться от мультиклиентных съемок и передачи невостребованных участков частным компаниям. Это значит, что госкомпаниям придется тратить много денег много лет, чтобы ускоренно осваивать шельф, или отказаться от своей монополии.
Краткое содержание предыдущих серий
Главное, чего удалось добиться госкомпаниям, это сохранение монополии на разработку шельфа, введенной в 2008 году. Правительство осенью рассматривало вариант, при котором частники получат право на разведку, а затем - и на разработку открытых месторождений в СП с госкомпаниями.
Однако правительство, обеспокоенное тем, что две компании не смогут "поднять" такой гигантский объем работ, придумало две лазейки, через которое частники могут пробраться на шельф в будущем.
- Правительство решило, что разведку могут вести частные сервисные компании по мультиклиентским лицензиям, которые потом будут продавать данные государству или тем, кто получит право на разработку.
- "Роснефть" с "Газпромом" должны будут отдавать не заинтересовавшие их участки государству, а то - частникам на аукционах.
Подробности читайте здесь
Новые претензии монополистов
Как писал "Финмаркет", Сечин и Миллер через несколько дней после совещания написали Медведеву свои предложения, которые, по их мнению, нужно вписать в официальный протокол уренгойского совещания:
- переписать подготовленную Минприроды госпрограмму по разработке континентального шельфа,
- отказаться от введения мультиклиентских сейсмических работ,
- не ужесточать законодательство в сфере возврата лицензий обратно в нераспределенный фонд.
- для интенсивного исследования шельфа государство должно создать новые режимы финансового обеспечения экологической безопасности - страхование, компенсационные механизмы.
Правительство учло часть предложений, не уступив в главном:
- Как и просили госкомпании, власти намерены учесть при подготовке программы разведки шельфа сохранение единой системы налогообложения, включая Каспийский участок, где работает в основном "Лукойл".
- Вице-премьеру Аркадию Дворковичу поручено вместе с Минфином и Минэнерго обсудить возможность распространения шельфовых льгот не только на Каспий, но и на Киринское месторождение Охотского моря и Приразломное месторождение Печорского моря.
- Будут установлены страховые и компенсационные механизмы для обеспечения экологической безопасности на шельфе.
- Правительство, несмотря на просьбу Сечина и Миллера, дало поручение установить механизм возврата в нераспределенный фонд участка или его части, по которым геологическое изучение госкомпанией завершено, в том числе в случае отказа от такого участка.
- Дано поручение разработать механизмы и формы привлечения инвестиций в освоение шельфа. Сечин и Миллер просили при этом учесть, что условия заключения СП должны быть не хуже уже заключенных, то есть риски должны ложиться на плечи инвестора, но в протоколе это пожелание отражения не нашло.
- Поручено изучить целесообразность проведения мультиклиентных съемок и нормативно-правовую базу для них.
- Как и просили госкомпании, министерствам поручено проработать вопрос установления требований и стандартов к машинам и оборудованию "с учетом мирового опыта".
- Переписывать программу освоения шельфа госкомпаниям не позвали. Ускорить разработку плана комплексного стимулирования разработки шельфа поручено профильным министерствам.
- Строительство судов для Росприроднадзора государство может взять на себя. Этот вопрос поручено проработать Минфину, Минприроды и Минпромторгу.
- Государство также готово поддержать компании в таможенных вопросах и ввести упрощенный порядок доставки на морские объекты персонала и оборудования.
Все поручения необходимо исполнить до 20 февраля.
Валерий Нестеров, "Сбербанк CIB"
"Схема возврата невостребованных участков - достаточно распространенная, благодаря ей компании, первоначально получившие лицензии, отдают их, а новые владельцы находят крупные месторождения. Так было и в Северном море, и на многих других участках шельфа в мире.
В принципе возврат неиспользованных площадей обычно стимулируется экономически: платежи за площади на Западе большие, а зачем платить за 3000 кв км, если используешь 300 кв км? У нас лицензии выдаются на участки размером с европейские страны. Компании их взяли прежде всего для того, чтобы не допускать на них конкурентов.
Пока де факто решены вопросы монополизации шельфа, что необходимо для сохранения чисто корпоративных интересов прежде всего. Это обеспечивает будущее нефтедобычи "Роснефти" и "Газпрома". Хотя для последнего это менее важно, так как у него и так переизбыток газа, и до шельфа руки дойдут еще нескоро. Надо много вкладывать и в Восточную Сибирь, и на Ямале. Это дорого, но проще, чем Арктика.
Против мультиклиентных съемок госкомпании выступают потому, что хотят полностью контролировать ситуацию. Сейчас частный нефтяной бизнес слаб. И есть возможность провести решения, которые имеют долгосрочные последствия, именно сейчас, оградить себя от опасности, что на площади придут геологоразведочные компании, а открытое месторождение предложат разрабатывать им.
Понятно, что когда государство будет знать размеры месторождений, оно будет запрашивать другую цену за эти участки. У нас запасы стоят в десятки раз больше, чем то, что отдается за них сейчас. Нефти и газа там до 20%-25 % мировых прогнозных запасов, судите сами, сколько эти лицензии могут потом стоить.
Понятно, что в выигрыше сейчас остались "Газпром" и "Роснефть". Другое дело, что под них будут вводиться и налоговый режим, и система разведки и разработки шельфа. У частных компаний надежды могут быть связаны с тем, что шельфовая нефть понадобится России раньше, чем "Роснефть" сможет ее предоставить.
У "Роснефти" ожидается огромный долг - свыше $60 млрд, реконструкция требует затрат, большие капиталовложения в Восточной Сибири, очень затратная экспансия за рубежом, особенно в Венесуэле. Налаживание бизнеса в новом формате с ТНК-BP также будет отвлекать ее от шельфа.
Я думаю, в ближайшие годы ее будут выручать западные компании, которые будут проводить разведку и бурить первые скважины. Если ситуация изменится, и потребуется ускорить темп разработки, и тогда возможно изменение лицензионного режима и введение ускоренного возврата лицензий. Тогда станет возможным приход российских и зарубежных частных компаний. Если это случится, освоение шельфа резко ускорится".