"КИТ" выбросился на РЖД и "АЛРОСу"

Новыми владельцами инвестиционного банка "КИТ Финанс" стали "Алроса" и РЖД вместо связки "Лидер"-Газпромбанк, которая, как предполагалась станет покупателем проблемного актива

"КИТ" выбросился на РЖД и "АЛРОСу"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - История со спасением инвестиционного банка "КИТ Финанс", тянувшаяся около трех недель, в среду совершила неожиданный зигзаг: вместо связки "Лидер" - Газпромбанк, покупателем проблемного актива выступил совершенно другой консорциум.

Новыми владельцами "КИТа" стали компании, которые объединяет, пожалуй, только близость к государству. Обязательства на несколько миллиардов долларов достались инвестиционной группе "АЛРОСА", подконтрольной одноименной алмазной монополии, и "Российским железным дорогам".

Первая ласточка

О трудностях "КИТ Финанса" стало известно в середине сентября, когда масштаб проблем на финансовом рынке еще был не столь очевиден и казалось, что жертвами кредитного и фондового коллапса падут лишь отдельные неудачливые игроки.

Рынок недолго кормился одними лишь слухами. Уже 16 сентября стало известно, что "КИТ" не исполнил обязательства по сделкам РЕПО на 5-7 млрд рублей.

На следующий день "КИТ Финанс" сообщил, что он находится на финальной стадии переговоров с УК "Лидер" о приобретении компанией контрольного пакета акций банка и что сделка будет осуществлена при кредитной поддержке Газпромбанка и ВТБ. Газпромбанк, в свою очередь, заявил, что обеспечит для "КИТа" объем рефинансирования, необходимый для исполнения обязательств перед клиентами. Наконец, "Лидер" подтвердил переговоры с акционерами "КИТ Финанса" о выкупе до 100% акций банка и сообщил, что они "находятся в стадии согласования технических деталей".

"КИТ" вряд ли можно назвать системообразующим финансовым институтом - по итогам первого полугодия он замкнул тридцатку крупнейших банков РФ по активам, но его проблемы вызвали живое участие высокопоставленных чиновников. "По информации от руководства банка, у них достаточно активов, по которым они сейчас завершают переговоры по продаже и мобилизации необходимых средств. Кроме того, они сообщили, что сейчас ведут переговоры со стратегическим инвестором о вхождении в капитал. Я думаю, эти меры позволят стабилизировать работу этого банка", - заявил 17 сентября вице-премьер, глава Минфина (по совместительству - председатель наблюдательного совета АК "АЛРОСА") Алексей Кудрин.

Однако время шло, Газпромбанк предоставил "КИТу" 22,5 млрд рублей на выполнение обязательств, увеличив затем кредитную линию до 30 млрд рублей, а "технические детали" покупки акций так и оставались несогласованными. Перспективы перехода "КИТа" под крыло "Лидера" становились все более туманными.

Союз алмазов и шпал

Судьба "КИТа" прояснилась в среду вечером: консорциум инвесторов в составе ОАО "Инвестиционная группа "АЛРОСА" и ОАО "РЖД" подписал соглашение о приобретении 90% акций банка.

Как сообщил "КИТ", новые акционеры выступают в качестве финансовых инвесторов и готовы в будущем оказывать необходимую поддержку в виде инвестиций в капитал банка, размещения средств, а также использовать другие формы сотрудничества.

После завершения сделки доля ИГ "АЛРОСА" и РЖД в капитале банка составит по 45%, прочих акционеров - 10%. В настоящее время соответствующие документы по сделке направлены на согласование в регулирующие органы.

Приобретение акций банка означает для консорциума получение контроля над группой "КИТ Финанс", включающей также инвестиционную компанию "КИТ Финанс", компании "КИТ Финанс Страхование", а также долю в СП с международной инвестиционной компанией Fortis Investments.

"Все компании-члены консорциума акционеров являются давними клиентами "КИТ Финанс", хорошо знакомы с бизнесом и менеджерами банка. Благодаря этому прошедшие переговоры в достаточно короткий срок позволили сформировать консорциум и согласовать условия сделки", - сказал генеральный директор "КИТ Финанс" и бывший основной бенефициар группы Александр Винокуров, процитированный в сообщении.

Мотивы, которые двигали новыми инвесторами "КИТа" в этой сделке, в сообщении освещены достаточно бегло.

"Мы приняли предложение о приобретении пакета акций, так как считаем, что при таком консорциуме инвесторов у группы "КИТ Финанс" есть хорошие перспективы. Приобретение акций банка сейчас не требует от нас каких-либо существенных финансовых расходов. В то же время мы, безусловно, готовы инвестировать средства в "КИТ Финанс" и сотрудничать с группой" - заявил старший вице-президент РЖД Федор Андреев.

"Сейчас мы уверены в том, что бизнес "КИТ Финанс" способен развиваться и приносить акционерам прибыль", - сказал, в свою очередь, генеральный директор ИГ "АЛРОСА" Игорь Прохоренко.

За пригоршню долларов

Цена сделки в сообщении не раскрывалась. А.Винокуров заявил лишь, что для прежних акционеров "КИТ Финанса" главной целью заключения сделки стало обеспечение интересов клиентов, поэтому сумма сделки в этом случае была "несущественным условием".

Насколько несущественным было это условие, стало известно чуть позже: осведомленный источник сообщил "Интерфаксу", что за 90% акций "КИТа" покупатели заплатили 100 рублей, то есть около $4. Это однозначный антирекорд российского рынка, если, конечно, не принимать во внимание утверждения бывшего владельца "Евросети" Евгения Чичваркина, который упорно называет в качестве суммы сделки по продаже его компании 3 копейки. ВЭБу, призванному спасать от финансовых проблем Связь-банк, пришлось заплатить намного больше - до 5 тыс. рублей.

Мировой финансовый кризис сделал "символические" продажи обыденными. Достаточно вспомнить историю обанкротившегося Lehman Brothers - его бизнес в Европе и на Ближнем Востоке Nomura Holdings приобрел всего за $2, то есть вдвое дешевле, чем "КИТ".

Впрочем, в таких случаях интересна не сумма сделки, а объем обязательств, с которыми придется разбираться новым собственникам. Так, ВЭБу пришлось направить на исполнение текущих обязательств Связь-банка перед клиентами 59 млрд рублей. Сколько потратят "АЛРОСА" и РЖД, пока неизвестно, однако несколько источников на рынке в беседе с агентством "Интерфакс-АФИ" оценили объем обязательств "КИТ Финанса" перед контрагентами в 100-120 млрд рублей.

Экономика
В сенате США предположили, что не успеют одобрить новые санкции против РФ до конца годаВ сенате США предположили, что не успеют одобрить новые санкции против РФ до конца года
Сейчас конгресс дорабатывает последние недели в старом составе и занят вопросами госрасходовПодробнее
Попавшим под санкции украинским компаниям не запрещены поставки товаров в РоссиюПопавшим под санкции украинским компаниям не запрещены поставки товаров в Россию
Ограничения касаются только финансовых взаимоотношенийПодробнее
Медведев пригрозил отказом России от участия в Давосском форумеМедведев пригрозил отказом России от участия в Давосском форуме
Премьера возмутил фактический запрет на посещение мероприятия для некоторых российских бизнесменовПодробнее
МЭА ожидает роста мирового спроса на нефть к 2040 более чем на 10%МЭА ожидает роста мирового спроса на нефть к 2040 более чем на 10%
Основной рост мирового спроса на нефть придётся на развивающиеся страныПодробнее
Все нефтекомпании подписали соглашение по стабилизации рынка топливаВсе нефтекомпании подписали соглашение по стабилизации рынка топлива
В договоре учтен рост цен на зимнее дизтопливо на 2 рубля по сравнению с летнимПодробнее
Alibaba снова поставила рекорд продаж в День холостякаAlibaba снова поставила рекорд продаж в День холостяка
За сутки китайская компания продала товары на $30,8 млрдПодробнее
Недвижимость
Последние новости
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'byuef', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsAdaptive');