ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Золото - такая русская любовь

Российские ювелиры замерли в ожидании падения спроса на свою продукцию, однако рассчитывают на особое отношение русских к золоту и в традиционном предновогоднем интересе покупателей не сомневаются

Золото - такая русская любовь
Фото: Reuters

Москва. 31 октября. INTERFAX.RU - Тридцатого октября в Манеже открылась ежегодная ювелирная выставка "Гильдия ювелиров 2008". Традиционно в это время в выставочный зал наведываются покупатели, рассчитывающие найти изделия кто подешевле, а кто поинтересней, чем в соседнем ювелирном салоне. Сказать, что выставка в этом году не пользовалась спросом, было бы неправильным. Но вот стендов было заметно меньше и, несмотря на торжественную церемонию открытия, ощущения праздника в воздухе не витало. Ясно, что игроков отрасли, столь зависящей от потребительского спроса, не может не беспокоить грядущее сокращение доходов потребителей, а ювелирные изделия, как известно, относятся к предметам роскоши, приобретаемым в последнюю очередь.

Напряглись ювелиры. Но в этом они ничем не отличаются от остальных участников бизнеса в условиях кризиса. И пока предпочитают верить в широту души и кошелька российского покупателя. Конечно, богатые как приобретали, так и будут приобретать дорогие вещи, стремясь выразить себя, кто чем может. Но без сомнения и тот факт, что у российских покупателей отношение к золоту особое.

Если обратиться к цифрам, то пока объемы производства ювелирных изделий сохраняются. Как сообщил первый замруководителя Пробирной палаты Борис Борисов, за 9 месяцев текущего года по изделиям из золота производство осталось на уровне аналогичного периода прошлого года. По импорту тенденция схожа - темп роста составил 3%. При этом год назад количество опробированных и клейменых изделий по сравнению с 2006 г. увеличилось почти на треть (30%). Однако в снижении темпов роста производства сыграло свою роль скорее закрытие системы толлинга (обработка давальческого сырья - ИФ), пояснил представитель Пробирной палаты.

В начале года по прогнозам "Гильдии ювелиров" рост ювелирного рынка в 2008 г. должен был составить не менее 15%. Очевидно, что теперь потребительский спрос будет сокращаться - увольнения и сокращения зарплат граждан сделают свое дело. Такого роста внутреннего рынка, какой был в предыдущие 7-8 лет, ожидать не приходится, но, тем не менее, радикальных изменений не будет, уверены российские ювелиры.

"Если инфляционные ожидания населения будут велики, под Новый год не исключен ажиотажный спрос. Тогда в следующем году рынок ждет стагнация", - говорит председатель совета директоров группы компаний "Грэйс" Александр Богуславский. - "Если резких скачков в спросе не будет, то темп роста рынка будет медленно снижаться (процентов на 5-10)".

По словам замдиректора административного департамента Минфина Леонида Толпежникова, ожидается "небольшое циклическое снижение, а не радикальное падение". Фундаментальная основа осталась неизменной, уверен представитель министерства. За предыдущие 8 лет роста ювелирного рынка потребители привыкли часть своих доходов тратить на ювелирные украшения. В стране до сих пор не восполнен дефицит потребления ювелирных изделий, уходящий корнями в советские времена. Более того, вновь развивается традиция приобретать ювелирные изделия в качестве фамильных ценностей, только в отличие от предыдущих лет это не банальные серьги, а более крупные формы.

Есть еще один аспект приобретения ювелирных изделий - в качестве запасов на черный день. С начала кризиса многие уже освоили для себя покупку золота как вложение средств, но, прежде всего, это касается металла в слитках и монетах, которые уже сейчас из-за большого спроса приобрести у банков весьма затруднительно. Безусловно, при реализации ювелирных изделий значительная часть средств теряется (как поясняют участники рынка, можно смело делить биржевую стоимость металла на два). Изделия с бриллиантами в этом отношении хуже - продать их будет более затруднительно. А вот в крупные камни вкладываться смысл уже есть, к тому же на сертифицированные бриллианты наценка меньше, чем на тот же камень в изделии. В качестве инвестиционного камня можно рассматривать бриллиант начиная с карата. По словам представителя группы компаний "Грэйс", спрос именно на крупные сертифицированные камни в последнее время пополз вверх.

Но в одном российские ювелиры единодушны - в предновогодние недели со спросом будет все в порядке в любом случае. Пока же на рынке царит ситуация неопределенности, ювелиры осторожничают, распродают запасы со стоков (складов), а новые заказы притормаживают. Срок оборота дорогих изделий длителен, поэтому отрасль нуждается в заемных оборотных средствах, привлечение которых в условиях кризиса становится непростой задачей. По словам одного из участника рынка, ряд производители сейчас анализируют возможность кратковременных внеплановых отпусков сотрудников на месяц-два до Нового года. Впрочем, гендиректор "Гильдии ювелиров" Валерий Радашевич уверяет, что сокращения производства у ювелиров будет лишь в пределах 1%.

Однако у тех, кто занимается бриллиантами, ситуация менее утешительна. Весьма и весьма уязвимым окажется звено российских огранщиков и сокращений производства, видимо, не избежать. Из-за падения спроса на изделия с бриллиантами уже начался процесс снижения поставок сырья производителями алмазов. Цены на алмазы на мировом рынке поползли вниз (снижение порядка 15%), отреагировав на стремительное падение спроса на крупнейшем в мире рынке США. В этой ситуации Всемирная федерация алмазных бирж (WDFB) призвала добывающие компании ограничить объем поставок алмазов. Российский монополист по добыче алмазного сырья компания АЛРОСА, занимающая также четверть мирового рынка алмазов, уже заявила, что сокращает поставки алмазного сырья на рынок на 30%. Ранее о сокращении поставок сообщил крупнейший производитель De Beers. Тем не менее, вероятно, АЛРОСА может рассчитывать на помощь государства. Так, источник в Гохране сообщил "Интерфаксу", что правительство РФ может до конца года принять решение о дополнительном выкупе алмазов АЛРОСА в Гохран.

Обозреватель Наталья Жогова

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });