Праздники с искусством: Архип Куинджи в Третьяковской галерее

Выставку, уже побившую рекорд Инженерного корпуса Третьяковки по числу посетителей, еще можно успеть посмотреть

Праздники с искусством: Архип Куинджи в Третьяковской галерее
Выставка "Архип Куинджи" в Третьяковской галерее
Фото: ТАСС, Михаил Джапаридзе

Москва. 1 января. INTERFAX.RU - Выставка к 175-летию со дня рождения Архипа Куинджи в Третьяковской галерее уже успела побить рекорд Инженерного корпуса музея: с начала октября по конец ноября ее увидели более 135 тысяч человек.

Куинджи до сих пор остается одним из самых загадочных художников: его происхождение и год рождения точно не выяснены, да и разгадать секрет его знаменитых "светящихся" красок в полной мере не удалось, хоть известно, что ничего сверхъестественного в их составе не было.

Более того, Куинджи не оставил архива, по которому можно было бы из первых уст узнать о замыслах художника в той или иной картине. В период с 1882 года и до своей смерти в 1910 году он и вовсе вел затворнический образ жизни, писал "в стол" и на выставки свои работы не отдавал. Поэтому его пейзажи по-прежнему дают пищу для рассуждений об их символизме и зашифрованной в них философии Куинджи.

Несмотря на предсказуемый интерес к работам художника, для Третьяковки это первая его персональная выставка с 1992 года. Кроме того, после смерти художника в России проходили лишь три выставки в 1913, 1914 и 2007 годах.

В этот раз на двух этажах Инженерного корпуса были собраны около 200 работ из коллекций 24 музеев. Плоды экспериментов пейзажиста разнесены по четырем тематическим секциям без привязки к хронологии.

Главными "героями" полотен Куинджи были свет и пространство, и каждый последующий зал показывает отдельные ветви его поисков, попытки зафиксировать секундные состояния природы со своими особенностями освещения и настроения.

Открывает выставку зал "Притяжение земли", в котором собраны полотна с видами природы с высоты человеческого роста. Многие работы, представленные в этой секции, были на слуху и при жизни Куинджи: с ними он участвовал в выставках передвижников. Встречает зрителей знакомая каждому со школьной скамьи "Березовая роща" (1879 год), которая в свое время стала откровением для современников Куинджи. Но на этот раз по соседству вывешены несколько этюдов, по которым видно, какая кропотливая работа отделяла художника от итогового полотна. Этюд "Березы в лесу", хоть и небольшой по формату, производит впечатление полноценной картины, столь он яркий и детализированный.

Представлена здесь и знаменитая трилогия, написанная художником после поездки на Валаам: "Ладожское озеро" (1871 год), на которой Куинджи виртуозно передал прозрачность воды и проступающие на дне камни, картина "На острове Валааме" (1873 год), ставшая первой покупкой Павла Третьякова у Куинджи, и "Север" (1879 год).

Куинджи родился под Мариуполем в бедной семье, но со временем благодаря деловой хватке стал очень обеспеченным человеком. При этом художник был известен как щедрый благотворитель, он помогал нуждающимся и много средств выделял для поддержки своих учеников. Например, он на свои деньги вывозил их в Крым на купленный им же участок, чтобы они могли попрактиковаться на природе.

В зале "Тайна ночи" собраны полотна, на которых Куинджи улавливал мгновения заката от первой вечерней дымки до почти полной тьмы, игру лунного света в ночное время. Если не считать легендарного полотна "Лунная ночь на Днепре" (1880 год), большинство картин в этой секции были написаны в период затворничества, и при жизни художник показывал только часть из них, да и то избранному кругу друзей и учеников. Многие картины специалисты не смогли точно датировать, даже используя архивы, - указан лишь временной промежуток, в который те или иные полотна могли появиться на свет.

Пройдя по залу "Тайна ночи", можно прочувствовать силу, которую сама природа, а вслед за ней и Куинджи заключали в свете. На полотне "Вечер на Украине" (1878 год) свет - это разлитое по полю и хатам розоватое тепло летнего дня, "Закат в степи на берегу моря" напоминает о моментах отдыха после дневной летней усталости. Картина "Закат" (1900-е годы) застает последние мгновения вечера, настолько мрачные, что возникают сомнения, взойдет ли солнце снова, а на полотне "Закат над сосновым лесом" (1990-е годы) светило предстает обжигающим, способным уничтожить все живое.

"Лунную ночь на Днепре" в зале сопровождают несколько копий и вариаций на тему, написанных Куинджи по заказу на волне популярности после выставки. Еще при жизни художника стало понятно, что со временем яркость лунного цвета меркнет из-за внешнего воздействия. А оригинал и вовсе прошел через испытание морским путешествием, поскольку ее владелец, великий князь Константин Константинович, никак не хотел расставаться с шедевром. Тогда самому Куинджи пришлось реставрировать полотно. Сейчас первый вариант "Лунной ночи на Днепре", по-прежнему поражающий воображение, не настолько яркий, каким его видели первые зрители на выставке одной картины.

Жемчужина зала - полотно "Христос в Гефсиманском саду" (1901 год), на котором контраст света и тьмы, отточенный на пейзажах, приобретает символическое значение. Чистый лунный свет выхватывает вдали фигуру Иисуса, смотрящего в темноту под сенью деревьев на первом плане, где скрываются его недоброжелатели.

Друг птицам

Особую любовь Куинджи питал к птицам. Каждый день около полудня он выходил кормить городских птиц, а заболевших пернатых забирал к себе на лечение. Так, однажды он спас жизнь голубю, сделав ему трахеотомию.

Третий зал выставки - "В просторах вечности" - объединяет работы, в которых главенствующие роли играют пространство, воздух, туман и облака. Эти картины отличаются ракурсом - многие из них написаны словно с высоты птичьего полета. Подобные виды привычны нам благодаря путешествиям на самолете, кино и фотографиям, но еще не очень были знакомы человеку рубежа XIX-XX веков. Изображены на картинах поля, море и реки, при этом особенно кропотливо проработаны Куинджи репей и прочая сорная трава, растущая по берегу и выведенная художником на первый план. На контрасте с прозрачным воздухом на большинстве полотен в этом зале представлена картина "В тумане" (1905-1908 годы), на которой изображены силуэты гор, едва проступающие через молочную пелену.

Завершает выставку небольшой зал "Опережая время", в котором выставлены, пожалуй, самые неожиданные полотна Куинджи - городские пейзажи. Картины "Москва. Вид Кремля со стороны Замоскворечья" и "Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного" были написаны в 1882 году, всего спустя два года после "Лунной ночи на Днепре", но четкостью линий и теплыми цветами они напоминают оптимистичные городские пейзажи уже советских времен. Также в четвертом зале можно увидеть редкие для творчества Куинджи виды зимней природы.

Выставка Куинджи в Инженерном корпусе будет работать до 17 февраля. На время новогодних праздников режим работы музея меняется, поэтому перед посещением стоит уточнить информацию на сайте.

Культура
Недвижимость
Последние новости
Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179035485738293', params: { p1: 'byuei', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsAdaptive');