Минпромторг предложил ограничить закупку иностранного измерительного оборудования
Москва. 12 декабря. INTERFAX.RU - Госзаказчикам и госкомпаниям в России могут ограничить возможность закупки различного измерительного оборудования. Проект такого правительственного постановления Минпромторг выложил на портале проектов нормативных правовых актов.
Проект предусматривает изменение правительственного постановления №1875, которое регламентирует применение запретов и ограничений при проведении госзакупок и закупок госкомпаний (нацрежим). Проект предлагает включить в перечень продукции, в отношении которой действует ограничение - правило "второй лишний" (предусматривает отклонение предложений о поставке иностранной продукции при наличии хотя бы одной заявки с предложений соответствующей российской продукции) - 80 наименований различных измерительных приборов (ОКПД2 26.51.62 - машины и приборы для испытания механических свойств материалов).
"В настоящее время технологическая зависимость от импортных приборов является значительной, - говорится в пояснительной записке к проекту. - При этом проведенный анализ возможностей отечественных предприятий по импортозамещению, с учетом технических характеристик оборудования и возможностей серийного выпуска, показал, что в настоящий момент отечественные предприятия готовы обеспечить 62,1% общего объема рынка генераторов сигналов и 61% рынка анализаторов сигналов и спектра (приведены в качестве примера, сейчас доля российской продукции на этих рынках составляет 15,5% и 13% - ИФ).
Авторы документа отмечают, что заказчики при закупках измерительного оборудования отдают предпочтение иностранной продукции, хотя российские аналоги не уступают ей по цене и своим характеристикам. Основными причинами таких предпочтений заказчиков названы привычки к импортному оборудованию, недоверие к российским производителям, сложившиеся за более чем за 30 лет тесных контактов и связей с зарубежными производителями и их российскими дистрибьюторами.
"Заказчик нередко формирует техническое задание для проведения закупочной процедуры таким образом, что под него подходит только определенный импортный прибор, поскольку все изделия имеют некоторые отличия по параметрам (например, диагональ дисплея), - подчеркивается в записке. - При этом измерительную задачу заказчика могут решить различные, в том числе отечественные, приборы".
Кроме того, отмечается, что в настоящее время у импортного оборудования в большинстве случаев отсутствует официальный сервис и гарантия, его сервисное обслуживание выполняется "кустарным" способом. Кроме того, на рынке встречаются случаи реализации бывшего в употреблении импортного оборудования под видом нового ("перелицовка").
В августе 2024 года был принят закон об оптимизации положений закупочного законодательства, регламентирующих вопросы импортозамещения (318-ФЗ). Он направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие "нацрежим" предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.
Сам документ наделил правительство полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях и дает кабинету министров право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.
Также этим законом введено единое правило "второй лишний" вместо действующего ранее менее жесткого правила "третий лишний".
Помимо этого, документ распространяет положение о предоставлении 15%-й ценовой преференции на все российские товары. Ранее эта норма действовала лишь в отношении соответствующего перечня продукции.
Также правительство получило право устанавливать особенности определения начальной (максимальной) цены контракта в отношении российских товаров, работ, услуг, при закупках которых будут действовать запрет, ограничение (в отношении продукции иностранного производства - ИФ) или преимущество (для российской продукции - ИФ), предусмотренное закупочным законодательством. Эта норма распространяется также на контракты с единственным поставщиком.
С 1 января текущего года вступило в силу правительственное постановление №1875, которым теперь регламентируется применение нацрежима и изъятий из него при закупках госзаказчиками и госкомпаниями отдельных видов товаров иностранного производства.
Базовые положения нового постановления устанавливают запрет на закупку госзаказчиками и госкомпаниями более 150 видов импортных товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ или при оказании закупаемых услуг), вводят ограничения на закупку более 460 видов продукции и устанавливают 15%-е ценовое преимущество в отношении товаров российского происхождения.
Кроме того, этим постановлением для госкомпаний установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения. Эта норма действует в отношении 277 видов товаров.



