Сотрудник института Востоковедения РАН: коренная причина иранских протестов - в экономике

Мехрубон Ашуров рассказал о ситуации в Иране после волнений

Москва. 24 января. INTERFAX.RU - О причинах протестов в Иране, ситуации в стране на данный момент и возможных шагах властей в интервью обозревателю "Интерфакса" Борису Геворкяну рассказывает сотрудник института Востоковедения РАН Мехрубон Ашуров.

- Пару дней назад появилась новость со ссылкой на правозащитников о 4000 погибших в ходе протестов в Иране. Можно ли доверять этим данным?

- Сведения о 4 000, 12 000 или даже 20 000 погибших начали появляться около недели назад - их публиковали различные правозащитные организации. Конечно, мы не можем гарантировать достоверность этих сообщений. Вместе с тем верховный лидер Ирана в своем выступлении несколько дней назад говорил о тысячах погибших и том, что виноваты в этом США и Израиль.

Думается, не стоит сейчас делать преждевременных выводов и верить таким масштабным цифрам как 20 000. Но, очевидно, что количество погибших не меньше пары тысяч.

- Нет ли новых сообщений от правительства Ирана?

- Вчера иранские власти (в Судебно-медицинским управлении при Фонде мучеников и ветеранов Ирана) заявили о более чем трех тысячах жертв протестов, включая гражданских и сотрудников сил безопасности. Но понятно, что с каждым днем данные будут обновляться, в том числе из-за погибших в больницах.

- Судя по всему, обстановка в Иране все-таки успокоилась. Какая у вас информация?

- Сейчас мы можем говорить о стабилизации ситуации в стране в целом. В последнюю неделю точно. В стране введен комендантский час и, в принципе, протестный потенциал – он исчерпал себя. Я слышал, что в конце прошлой недели, уже после подавления протестов и когда уже не было доступа к интернету, в отдельных городах собирались люди. Но это нельзя назвать серьезным протестом: речь идет о группах до ста человек. И они уже не представляли какую-то опасность.

- То есть, власти Ирана не лгут, когда заявляют о прекращении массовых выступлений и столкновений?

- Да, их уже нет. Тут, конечно, ситуация сложная из-за того, что в стране блокирован интернет. Тем не менее, у кого был доступ к Starlink, они что-то выкладывали, публиковали видео, но в последние дни этого уже мало. Опять же, комендантский час.

Также люди, которые прилетают в другие страны из Тегерана, - авиасообщение уже возобновлено, – говорят, что в целом ситуация в стране стабильная и учреждения все работают.

- В каких городах, крупных или малых, были наиболее серьезные стычки и значительные жертвы?

- Протест начался, как мы знаем, в конце декабря с Тегерана, и что было удивительно, начался протест с лавочников, как говорят на фарси – базари, с продавцов. Это было нечто новое в протестной истории Ирана, как минимум, в последнее время. Но затем, после публикаций видео в интернете, уже в первых числах января, многие города – более ста городов, а это практически вся страна – она, что называется, заполыхала.

- И куда перекинулись волнения из столицы?

- Наиболее серьезная ситуация наблюдалась в тех регионах, где пестрый этнический состав. Cначала в курдских районах в западной части сраны, а потом уже на востоке, в провинции Систан и Белуджистан, где проживают белуджи. Но я бы не стал это связывать с этническим фактором, хотя он тоже имеет место. Просто эти регионы – самые бедные, и поэтому там были самые активные протесты. А вообще главная их причина – ухудшающееся экономическое положение.

- По вашей информации, будут ли репрессии, показательные казни, о чем было много разговоров?

- Ну, об этом говорилось и распространялось в западных СМИ, говорил президент Трамп. Но, по последней информации и по тому, что говорит министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, казней протестующих и тем более никаких публичных казней не планируется.

- Чем вы это объясняете?

Я считаю, что в нынешней ситуации правительство Исламской республики, наоборот, пойдет каким-то образом навстречу тем протестующим, которые высказывали экономические требования. Но это не касается криминальных элементов, которые занимались убийствами, поджогами и грабежами. Поэтому, я думаю, что ситуация будет и дальше стабилизироваться, и правительству сейчас не на руку как-то усугублять положение и устраивать казни, тем более публичные.

- Иначе говоря, причина нынешнего кризиса в Иране не политическая, а экономическая?

- Да, основная, коренная причина протестов – она в экономике. Еще в декабре прошлого года, когда правительство приступило к формированию нового бюджета, а он у них принимается в марте, власти стали готовить экономические реформы. И они закладывались в новый бюджет. Проще говоря, некоторые субсидии должны были перераспределяться в бедные регионы.

На сегодня правительство Ирана прекрасно понимает и знает о своих проблемах, в первую очередь в сфере экономики. И будет естественно, стремиться их решить. Это и вопросы с инфляцией (около 40%), это девальвация валюты, ну и проблемы с энергетикой.

- Сообщалось, что триггером для протестов стало падение курса риала. Власти могут тут что-то сделать?

- Да, так и есть. В течение 2025 года риал потерял примерно половину своей стоимости по отношению к доллару, а в декабре его падение составило около 20%. А с 2018 года, когда Дональд Трамп вышел из ядерной сделки и был введён строгий санкционный режим против Тегерана, доллар укрепился в 30 раз по отношению к риалу. То есть ситуация ухудшалась с каждым годом и, что более значимо – не было видно перспектив улучшения.

Так что у правительства нет иного пути, как укреплять курс нацвалюты и остановить инфляцию.

- А это реально?

Будем наблюдать за ситуацией – за тем, как команда Пезешкияна справится с этим кризисом и выполнит обещания по улучшению экономической ситуации. Хотя санкции, энергетический кризис и недавняя война значительно ограничивают возможности для качественного улучшения ситуации.

- Принимаются ли уже какие-то срочные меры "пожарного характера" в сфере экономики и социалки?

- Еще до пика протестов, 5-6 января в СМИ появилась информация о том, что правительство намерено выплачивать гражданам по 7 долларов в месяц в рамках мер поддержки. Если эта информация подтвердится, то такие шаги вряд ли значительно улучшат ситуацию. Хотя для бедных районов они могут иметь определённое значение. Будем отслеживать.

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });