ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 20:37

Как выбраться из экономического "болота"

Россия застряла в болоте стагнации. Эксперты согласны, что подстегнуть экономический рост можно, отдав деньги бизнесу, но одни предлагают это сделать через институты развития, а другие - сразу в конвертах

Как выбраться из экономического "болота"
Фото: РИА Новости, Виталий Аньков

Москва. 18 октября. FINMARKET.RU - Бюджетные инвестиции и госсектор в экономике далеки от эффективности. Но без них у нас не будет экономического роста, уверены одни экономисты. Бюджетные деньги все равно уйдут на столь неэффективные проекты, что рост экономики окажется лишь статистическим, уверены другие.

Дмитрий Белоусов, руководитель направления в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

"Главный компонент неблестящей ситуации в том, что мы попали в длительное торможение экономического роста. Не видно, за счет чего мы можем выйти за пределы 3,0 - 3,5% в среднесрочной перспективе. Притом что нам нужно 5,0 - 5,5%, чтобы нации решить проблемы с бедностью, с армией, инфраструктурой, наукой, обновлением основных фондов.

Если мы не выведем экономику, в том числе за счет бюджета, процентной, курсовой политики на более интенсивный рост, мы будем заниматься латанием дыр и долатаемся до исподнего. С соответствующими экономическими последствиями: Латинская Америка нам в помощь, да и маневрирование товарища Павлова (Валентин Павлов – премьер-министр СССР с января по август 1991 г. – "Финмаркет") в последний год жизни СССР. И с социально-политическими тоже.

Этот год стагнационный, и не только по полумистическому показателю ВВП, который внутри года не пойми как меряется, но и по выпуску базовой продукции, схлопыванию экспорта, остановке инвестиционного процесса и другим показателям. То, что мы стоим, видно четко. Проблемы с инвестициями связаны с тем, что у федерального бюджета кончились крупные инвестиционные проекты, а в регионах кончились деньги из-за того, что у них упал налог на прибыль и выросли обязательства по зарплате.

ЦМАКП

У нас начинает расти доля оплаты труда в выручке, идет проедание инвестиций, что сопровождается перегревом в потреблении населения. На все это накладывается дикая кредитная гонка.

Кризис бюджета не позволит заливать экономику деньгами. Обрабатывающая промышленность выпуск по сравнению с докризисным периодом восстановила, инвестиции восстановила, но рентабельность – минус 15% от докризисного уровня, и провал с платежеспособностью. Для консолидированного бюджета это недобор по налогу на прибыль, немного меньше по НДС и НДПИ. Если федеральный бюджет в этом году, скорее всего, выйдет на ноль, то в регионах идет формирование кризисной ситуации.

ЦМАКП

Ряд регионов оказались в ситуации глубокого кризиса, долг некоторых превышает 112% от собственных доходов. В этих условиях у нас продолжается рост зарплат, груз ответственности за который в основном лежит на регионах. При этом у нас исчерпаны возможности для снижения налогов. Уровень изъятия НДС, ЕСН у нас намного выше, чем у основного конкурента – Казахстана.

На рубеже середины прошлого и начала этого года пришло ощущение острого неблагополучия. Самый сильный негатив – тормознули инвестиции. Плюс резко упала рентабельность.

ЦМАКП

Мы сейчас пытаемся посмотреть, что происходит с экономикой за пределами госсектора. Работа еще не закончена, но похоже, что в частном секторе есть небольшой рост инвестиций – в пределах 5%, скорее даже меньше. Учитывая минус по бюджетным инвестициям, это выводит нас к росту инвестиций по году на 0,0 - 0,5%.

Что можно сделать?

Главная задача – сдерживание потребления населения. Это обязательно окончится коррекцией платежного баланса.

Стимулировать рост инвестиций: главная идея – перенос налоговой нагрузки с предприятий на население и с обработки на сырьевые отрасли: металлургию, частично газодобычу и химию. Правильным является переход к единой ставке НДС в 15% при повышении НДФЛ до 15,5%.

Ввести мораторий на бюджетное правило до выхода экономики на темпы роста в 4,0 - 4,5%. Тем более что падение цен на нефть будет долговременным.

ЦМАКП

Высвобожденные нефтегазовые доходы тратить на поддержку неэнергетического экспорта, на софинансирование инвестиционных проектов, в том числе в форме инвестиционного налогового кредита, частично на госинвестиции – строительство инфраструктуры, и докапитализацию Внешэкономбанка – хороший или плохой, но это единственный институт развития.

Эффект от этого будет небольшой – порядка 0,1 - 0,2 п. п. дополнительного экономического роста, хотя за три года можно набрать 0,5 п. п. Но это даст нам порядка 0,5 п. п. дополнительного прироста инвестиций при минимальном влиянии на перегретый сектор торговли и торговое сальдо.

Наращивать эффективность госрасходов через совместное с бизнесом определение приоритетов в развитии экономики и науки, создание межотраслевых стратегий для расшивки узких мест, препятствующих развитию. При реформировании социального сектора одновременно надо наращивать квалификационные требования.

В обороне основным критерием при выборе характера ответа должен являться общеэкономический эффект. Именно поэтому американцы сделали ставку на авиацию, а не на ракеты как основной способ доставки ядерной ударной силы. Развитие авиации правильно влияет на металлургию, машиностроение.

Повышать эффективности институтов развития, превращение их из заднего кармана государства в бизнес-институт, работающих с более рисковыми проектами, контролирующий и доходность, и возвратность. Чтобы не повторялись истории вроде ГЛОНАСС: спутники назапускали, а услуги у нас так и нет.

Задача экспертов - сделать авторитарную модернизацию эффективной

Есть старый спор, что первично: модернизация политическая, институциональная или экономическая. Полярные примеры Украины и Южной Кореи показывают, что приоритетна авторитарная модернизация и успех экономики, который создает реальные интересы, реальные силы, заинтересованные в модернизации практик, повышении эффективности расходов.

Если мы выбрали вариант достаточно мягкого авторитаризма, то задача экспертного сообщества, заменяющего гражданское общество, сделать эту модернизацию максимально эффективной. Чтобы она нашла и вызывала к жизни новые общественные группы – и предпринимательские, и рабочие. Без этого все остальное - только имитация. Превращение Думы в Верховную раду скорее отодвинет, чем поможет решить институциональные вопросы".

Олег Буклемишев, доцент кафедры макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета МГУ

"Наши институты развития – плоть от плоти прочих госинститутов, поэтому любое вливание в них никак не приведет к росту эффективности используемых средств.

Больше экономить или тратить? Есть доводы, чтобы тратить больше:

  • есть такая возможность, ресурсы;
  • есть и необходимость – экономика в мягком описании находится в стагнации;
  • бюджет только для того и нужен, чтобы осуществлять инвестиции в человеческий капитал, давать обществу блага и создавать условия для будущего экономического роста.

Средства суверенных фондов составляют 8,5% ВВП, но они скорее будут расходоваться, чем накапливаться. Хотим мы того или нет, но покупка привилегированных акций РЖД на средства ФНБ – это окончательный выход этих средств из бюджетного домена без обязательства их вернуть. Будущие пенсионеры с ними могут попрощаться. Да и на примере прошлых кризисов мы видели, как быстро расходуются средства суверенных фондов. Это не спасение нашей экономики. А сейчас они ополовинены по сравнению с прошлым кризисом.

Низкий уровень госдолга 10% ВВП – это серьезный ресурс. Но ресурс постоянных заимствований ограничен как на внутреннем (за счет эффекта вытеснения частного заемщика), так и на внешнем рынке. И в перспективе мы должны будем искать ресурсы на обслуживание этих долгов.

Налоги у нас низкие. Но эксперты МВФ пришли к выводу, что, хотя уровень налогов в России ниже, чем в других развитых и развивающихся странах, мы находимся на предельном уровне наращивания фискальной нагрузки. Осталось только ввести новые имущественные налоги.

Приватизационный план не имеет шансов быть выполнен. Это не ресурс.

Расходы бюджетной системы России с плато в примерно 30% ВВП в начале 2000-х перешли на новое – 35 - 37% ВВП. Наращивать эту сумму не получится.

Раньше считалось, что фискальное стимулирование экономики низкоэффективно, но может быть направлено на долгосрочные цели. В кризис эта точка зрения стала пересматриваться главным образом из-за того, что процентные ставки сели на ноль. Но любая бюджетная накачка только отчасти достается экономике своей страны, а в значительной мере выплескивается в виде импорта, стимулируя тем самым другие экономики.

Импорт машин и оборудования по сравнению с докризисным периодом вырос примерно на 60%, а внутреннее производство докризисного уровня не достигло. Плюс рубль, выплаченный гражданину на замечательных госстройках, почти наполовину уходит на покупку импортных товаров. Не удивительно, что за III квартал этого года у нас сложилось минимальное за все время сальдо текущего баланса – $1,1 млрд, меньше, чем даже в пик кризиса при цене в $60 за баррель. Импорт услуг у нас вырос в пять раз по сравнению с докризисным временем.

МГУ

Есть расчеты Евсея Гурвича и Ильи Прилепского, что ухудшение бюджетного сальдо на 1% ухудшает на 0,1 - 0,2% сальдо текущего счета. Это ставит крест на существенных возможностях бюджетного стимулирования: ухудшение бюджетного баланса в этом свете вряд ли допустимо.

Рассмотрим проекты бюджетного инвестирования в инфраструктурные проекты и в развитие человеческого капитала.

Федеральная трасса "Амур" - Чита - Хабаровск. Это пример нашего стратегического инвестиционного проекта, который начал осуществляться в 1978 году (на фото участок трассы, полностью лишенный асфальта. – "Финмаркет"). На ней установлен мировой рекорд по дальности доставки битума – 1500 км. Это к качеству планирования.

Не удивительно, что это является одним из "извиняющих" условий дороговизны нашего строительства. Сегодня по этой трассе проходит 300 машин в сутки, это 12 машин в час (на вылетных магистралях из Москвы в час проходит порядка 100 тысяч машин). И это не дальнобойщики-грузовики, а перегонщики японских иномарок в Сибирь и европейскую часть страны. Вот для кого была построена эта стратегическая трасса.

Грузы по этой трассе не пошли, потому что параллельно идет Транссиб. Расстояние между заправками – более тысячи километров. Отсутствие ДПС многих может порадовать, но там это означает, что без травматики ездить нельзя. Пользователей у 102 вышек мобильной связи нет, их содержание оплачиваем мы – клиенты "большой тройки".

Инвестиции в человеческий капитал: остров Русский, кампус Дальневосточного федерального университета. 680 млрд руб. инвестиций. При этом, как мне стало известно из инсайдерских источников, здания построены без сейсмоустойчивых фундаментов, на них сэкономили.

Этот университет с трудом набирает студентов, в этом году план не выполнен. Средний балл ЕГЭ поступивших – 65, минимальный - 34,7. Люди не хотят ехать в этот кампус, он отдален, там нет воды, до сих пор действует опреснитель воды, поставленный к АТЭС. Тендер по обслуживанию этого кампуса (не всего ДВУ) выигран за 2,16 млрд руб.; весь МГУ по всем статьям расходов обходится федеральному бюджету в 11 млрд рублей.

МГУ

Это к мультипликаторам бюджетных расходов. Даже если отвлечься от воровства, принятие государством решений о том, какие инвестиции осуществлять, приводит к реализации таких проектов, которые бы лучше не реализовать ни в каком виде. Они приносят негативные мультипликаторы.

Бюрократия у нас росла удивительно параллельно росту наших бюджетных расходов. У нас 565 полицейский на 100 тысяч жителей (всех, кто занимается преследованием преступников: МВД (без войск и обслуживающего персонала), Минюст, ФСИН, антинаркотические полицейские и т. п.), это на 20% больше, чем в Турции. США, Израиль – все намного меньше. Исходя из проекта бюджета на 2014 - 2016 гг., можно сделать вывод, что государство будет все более самопожирающим: резко растут расходы на управление и оборону, снижаются на образование и здравоохранение. В этой ситуации я не вижу смысла больше тратить денег.

МГУ

Но я не вижу смысла больше деньги экономить. Всегда был категорическим противником образования резервных фондов. Замораживать миллиарды рублей в зарубежных активах аморально. Появление этих активов порождает склоки - политические и околобюджетные.

Я бы предложил бюджетный маневр другого рода: отдать эти деньги назад частному сектору, если государство не может этим пользоваться. Может, даже просто в конверте, как делала администрация американского президента Джорджа Буша. Но этот маневр должен быть совмещен с реформой институтов, формированием защищенных статей в части пенсий и пособий. Осуществление этих мер в нынешних условиях мне кажется нереалистичным.

МГУ

На правлении колхоза первым пунктом стоит строительство коровника, вторым – строительство коммунизма. Так как гвоздей не завезли, переходим сразу к вопросу номер два.

Нет примеров, чтобы авторитарная модернизация у нас принесла позитивные плоды. Недавно несколько экономистов от Иноземцева до Сонина на одной из конференций пришли к одному и тому же выводу: выход на позитивную ситуацию из нынешней не достижим точечными изменениями, единственный путь – нырок в кризис. Мне кажется, это действительно так. Украина из этого "хуже" уже выкарабкивается, а нам это еще только предстоит пройти".

Цитаты по выступлению на заседании дискуссионного клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа, МГУ, 17 октября 2013 года

Хроники событий
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5553 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2054 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ20 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии93 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });