ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:10

Счетная палата обвинила Минстрой в завышении стоимости госстроек

Использование индивидуальных и отраслевых сметных нормативов приводит к увеличению сметной стоимости строительства отдельных объектов на 20-45%, отмечают в ведомстве

Счетная палата обвинила Минстрой в завышении стоимости госстроек
Фото: ТАСС, Владимир Смирнов

Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - Процедура ценообразования, создания и утверждения сметных нормативов, используемая Минстроем, приводит к увеличению сметной стоимости строительства и расходов федерального бюджета, а также содержит коррупционные риски, считают в Счетной палате.

К такому выводу ведомство пришло по результатам анализа деятельности Минстроя России, ФАУ "Главгосэкспертиза России", ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве" и других организаций, которые осуществляют ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Доклад по итогам анализа подготовили аудиторы Сергей Агапцов и Юрий Росляк.

Минстрой, по данным Счетной палаты, передал реализацию государственной функции по разработке сметных нормативов подведомственному ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве". Разрабатывал и проводил экспертизу новых сметных нормативов ФЦЦС. Во время проведения контрольного мероприятия руководство центра препятствовало работе инспекторов и не предоставляло документы в срок, отмечает Счетная палата. В связи с этим было составлено пять актов и одно предписание.

"При наличии объективной потребности проведения государственной политики в вопросах ценообразования и сметного нормирования эта функция фактически на сегодня утрачена. Это результат деятельности органов государственной власти на протяжении целого ряда последних лет", - приводятся в сообщении слова Росляка.

Дорогие нормативы

Госстрой в 2012 году утвердил классификацию сметных нормативов, которая предусматривает возможность использования индивидуальных нормативов для отдельных объектов и отраслевых нормативов. Классификация, по мнению Счетной палаты, была утверждена без законодательных оснований. Использование индивидуальных и отраслевых нормативов, по словам Агапцова, приводит к увеличению сметной стоимости строительства отдельных объектов на 20-45%.

В настоящий момент действует более 150 подобных сметных нормативов. Они регулярно применяются государственными заказчиками и крупными коммерческими организациями с государственным участием, среди которых ГК "Росатом", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "РЖД" (отраслевые нормативы), а также при реализации таких проектов как научно-образовательный комплекс "Приморский океанариум", объекты Спецстроя России (индивидуальные нормативы).

Так, по оценке аудиторов, при строительстве объектов космодрома "Восточный" использование этих нормативов привело к увеличению сметной стоимости строительства на 20% (13,2 млрд рублей). При этом услуга по разработке сметных нормативов является платной. Стоимость разработки двух сметных нормативов для "Росатома" и космодрома "Восточный" составила 944 млн рублей.

Эти нормативы применяются, в том числе для реконструкции и строительства таких объектов, как аэропорты, Приморский океанариум во Владивостоке, метрополитены.

Счетная палата приводит сравнение сметной стоимости строительства участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена от станции "Марьино" до станции "Зябликово", которая при использовании Федеральной сметно-нормативной базы ФСНБ-2001 составляет 4,1 млрд рублей, а при использовании сметной нормативной базы Москвы - 2,1 млрд рублей.

Кто пишет нормативы

ФЦЦС, который разрабатывает и проводит экспертизу новых сметных нормативов, по мнению контрольного ведомства, не может осуществлять свою деятельность, так как в организации нет квалифицированных кадров, утрачены информационные системы и архивы, а также часть бухгалтерских документов и отчетности. Субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания ФЦЦС не выделялись с 2012 по 2014 годов. Большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой.

Эти организации оказывают на федеральном и региональном уровнях весь спектр услуг по ценообразованию и сметному нормированию, а также обучению, аттестации кадров, издательской деятельности, разработке и распространению специализированных программных продуктов, зачастую выступая от лица самого ФЦЦС, говорится в сообщении. Так, например, бывшим руководителем ФЦЦС через некоммерческую организацию "Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга", аффилированную лично с ним и его супругой, выстроена система коммерческих организаций, оказывающих услуги по разработке индивидуальных и отраслевых сметных нормативов, их согласования в ФЦЦС. Эти коммерческие организации используют государственные названия ("Госнорматив", "Госстройсмета", "Национальная ассоциация") и символику, создающую ложное впечатление об официальном характере их работы, отмечает Счетная палата.

Более того, подчеркивается в сообщении, заключения ФЦЦС на нормативы были подготовлены экспертами-сотрудниками коммерческих организаций, которые фактически и разработали данные нормативы. "Таким образом, государственная функция разработки и экспертизы сметных нормативов отдана фактически на откуп коммерческим структурам", - отмечает Агапцов.

Частный реестр

Счетная палата также выявила нарушения Минстроем ведения федерального реестра сметных нормативов. Так, министерство и ФЦЦС не представили материалы, обосновывающие разработку и применение более 140 сметных нормативов. Кроме того, 80 нормативов были внесены в реестр с нарушениями действующих нормативно-правовых актов.

Реестр не включен в перечень общедоступной информации и не оформлен как государственная информационная система. На официальном сайте Минстроя некоторые нормативы либо вовсе не размещаются, либо размещаются спустя несколько месяцев со дня их утверждения.

"Федеральный реестр сметных нормативов не является на сегодня государственной базой данных, обеспечивающей доступ к государственным, территориальным и отраслевым сметным нормативам", - отмечает Росляк. Распространением информации по этим нормативам занимается коммерческая структура.

"Правовая неурегулированность дала возможность ряду коммерческих компаний зарегистрировать права обладания на базы данных сметных нормативов, утвержденных Минстроем России в качестве государственных, и распространять их на возмездной основе", - сказал Агапцов. Таким образом, точность "эталонных" баз данных сметных нормативов государством не гарантирована, отмечает он.

Министерство не представило Счетной палате разъяснения, кто фактически проводит работу по ведению реестра в электронном виде, как и кем обеспечивается его защита от несанкционированного доступа и изменения. На официальном сайте Минстроя разделы реестра и содержащиеся в них документы не соответствуют классификации, утвержденной приказом Госстроя, что, по мнению аудиторов, свидетельствует о превышении Минстроем полномочий.

Федеральная сметно-нормативная база разработана и утверждена в 2001 году. Несмотря на корректировки в 2009 и 2014 годах, она не учитывает ряд новых современных механизмов и материалов, обеспечивающих сокращение издержек, отмечает контрольный орган.

Минстрой и его предшественники не принимали меры по снижению сметной стоимости объектов капитального строительства, оценке эффективности капитальных вложений и выбору оптимальных проектных решений.

"Госэкспертизой уже сегодня выпущены положительные заключения на сметную документацию с применением повышающих нормативов с общей стоимостью согласованных объектов 206 млрд рублей", -сказал Агапцов.

Минстрой ссылается на отсутствие финансирования

Причины выявленных нарушений Минстрой видит в отсутствии необходимого финансирования, сообщает Счетная палата. В тоже время она установила, что свободные остатки денежных средств подведомственного Минстрою учреждения Госэкспертизы на конец 2014 года составляют более 12 млрд рублей.

Коллегия приняла решение направить представления Счетной палаты Минстрою, ФАУ "Главгосэкспертиза России", ФЦСС, обращения в Федеральную службу безопасности РФ, Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную службу; информационное письмо депутату Госдумы Тамаре Плетневой, в Федеральную налоговую службу; отчет о результатах контрольного мероприятия и информацию о его основных итогах - в Госдуму и Совет Федерации. Информационное письмо направлено президенту России Владимиру Путину, обращение - в Следственный комитет РФ.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });