ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

"ПИФ-помойка" или борьба с плохими активами

ФСФР предложила реализовать идею "помойки" для "токсичных" активов, создав ПИФ, куда управляющие компании смогут слить дефолтные облигации. Управляющие встретили эту идею с прохладцей. Между тем, ситуация с плохими активами требует быстрого решения, ведь пенсионные фонды, несмотря на рынок, требуют от УК полного возврата доверенных им денег

"ПИФ-помойка" или борьба с плохими активами
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 26 февраля. IFX.RU - Идеи создания "помойки" для "токсичных" активов витают во всем мире, причем в разных финансовых секторах. У Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) родился план использовать для расчистки балансов управляющих компаний (УК) специальный паевой фонд, куда предполагается слить все дефолтные облигации.

УК рискуют захлебнуться в "токсинах"

Это предложение регулятора прозвучало в ответ на жалобы представителей УК на проблемы в истребовании денег по дефолтным облигациям: договориться с эмитентами не удается, а перспектив решения проблем в судах не видно.

"Каждый из управляющих имеет в своем портфеле такие бумаги", - подчеркнул глава бизнеса по управлению активами группы "КапиталЪ" Сергей Михайлов на встрече главы ФСФР с руководителями ведущих УК. Управляющие компании оказались совершенно беспомощными в сложившейся ситуации.

"По моим сведениям, сейчас около 130 эмитентов находятся в таком состоянии, и, наверное, столько же мы еще увидим до конца следующего полугодия", - утверждает Михайлов. "Мы утвердили инвестдекларацию облигационного фонда, где 80% - облигации и теперь добросовестно и в одиночку ковыряемся с этими эмитентами. Если сейчас по разным портфелям облигаций убытки составляют 20-30%, то к концу года стоит ожидать минус 100% и навсегда", - добавил он.

Ни один дефолтный процесс по облигациям ничем не завершился. Практически все компании, которые объявили дефолт, брали кредиты в банках, банки после дефолта забрали заложенное имущество, а все остальные инвесторы, которые имеют претензии, не получают ничего. Сами эмитенты не высказывают особого желания договариваться или хотя бы что-то объяснить своим инвесторам. "Например, по РБК нет никакого внятного сценария урегулирования. "КД-авиа" плавно движется в недра одной из организаций, которая будет государственной. Никто даже не пробует нам ответить, как нам быть с нашими долгами. Никто за это не несет никакой ответственности - ни регулятор, ни отраслевой надзирающий орган, ни консультант, ни андеррайтер", - сетует Михайлов.

По словам президента УК "Тройка Диалог" Павла Теплухина, заявление в суд на одну из компаний, объявившую дефолт по облигациям, было подано аж в декабре прошлого года, первое заседание суда назначено на 4 марта. С такими темпами управляющие рискуют вообще ничего не получить.

Ситуация усугубляется еще и тем, что дефолты по облигациям уже затронули и рынок пенсионных накоплений, поскольку дефолты по офертам и купонам есть уже и в котировальном листе А1. По данным портала "Русбондс", на сегодняшний день дефолты объявили 4 эмитента: "Инком-лада" и "Сорус Капитал" (по оферте и по купону), "РосТ Лайн" и "Стройиндустрия" - по купону. Неплатежеспособность эмитентов облигаций уже вышла за пределы чистой экономики и теперь может грозить еще и социальными последствиями, поскольку речь идет о пенсионных деньгах.

Создадим "токсичный" ПИФ! А оно нам надо?

Глава ФСФР Владимир Миловидов предложил управляющим компаниям объединить дефолтные облигации из их портфелей в один пул и создать "ПИФ плохих облигаций" - смешанный или для квалифицированных инвесторов. "Если такой фонд будет создан, то для его управления должны быть выбрана компания, которую все остальные делегируют на управление плохими активами", - сказал Миловидов, добавив, что ФСФР в этом случае могла бы оказать содействие в организации реструктуризации этих облигаций.

Это позволит забрать с балансов управляющих компаний и НПФ проблемные облигации, которые можно реструктуризировать, добавив определенные средства.

Управляющие компании не выразили особого восторга по поводу озвученной главой ФСФР идеи. "Зачем мне сливать дефолтные облигации в чей-то ПИФ, если у меня в компании создано специальное подразделение по работе с такими эмитентами? Я должен сам принимать решения, а не передавать головную боль кому-то еще", - заявляет С.Михайлов. По словам П.Теплухина, идея не очень понятная, нужно понимать "все нюансы" ее реализации.

Понятно, что дьявол как всегда кроется в деталях. По всей видимости, УК все-таки предпочтут самостоятельно бороться с должниками, чем объяснять своим пайщикам причины дыр в балансах, появившихся в результате передачи активов в какой-то другой ПИФ. Еще одно препятствие - портфели "плохих" облигаций у всех управляющих разные, и кто-то сдаст в "токсичный ПИФ" совсем безнадежные облигации, а кто-то - бумаги, по которым еще можно что-то получить. "Они не смогут договориться: кто-то захочет принести 3 копейки, а кто-то - убыточные бумаги", - считает эксперт ФСФР Татьяна Медведева.

Для того, чтобы уладить эту коллизию, нужно разработать методику оценки передаваемых в такой ПИФ активов. "Если будет решено, что они все передаются по единой цене, не зависимо от их реальной стоимости, то есть шанс договориться", - вторит ей генеральный директор УК "КапиталЪ" Вадим Сосков. В обмен на переданные в фонд облигации управляющая компания получит паи "токсичного" ПИФа, правда, что она будет делать с некотируемыми бумагами, тоже не очень ясно.

НПФ против УК. Конфликты неизбежны

Между тем, дальнейшее обострение ситуации с дефолтными облигациями может к концу года разорить не одну УК. На порогах компаний уже стоят негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые требуют вернуть им переданные в управление деньги в полном объеме, невзирая на упавший рынок и дефолты. УК готовы вернуть НПФ часть средств активами, чтобы те либо сами занимались истребованием задолженности, либо ждали, когда ситуация на рынке рассосется, и их цены вырастут до прежних уровней, но фонды хотят получить все деньгами. Продавать же сильно подешевевшие активы УК также не решаются, потому что тогда уйдут в убытки. НПФ грозят судебными преследованиями, и есть уже даже факт подачи в суд иска.

"Мы оказались совершенно беззащитны, поскольку на нас пытаются навесить рыночные риски. Но когда рынок падает на 70%, потери в 10%, которые обеспечили управляющие деньгам НПФ, можно считать достижением, но суду это будет невозможно объяснить. Если будет принято хоть одно решение в суде в пользу НПФ, рынок доверительного управления можно будет закрывать", - убеждена гендиректор УК "ВТБ - Управление активами" Наталья Плугарь.

Однако, глава ФСФР не считает управляющих безвинными овечками, страдающими от притязаний серого волка, доля вины в том, что сейчас НПФ пытаются их "отжать", лежит и на самих управляющих. По его словам, в прежние годы, когда на рынке был рост, управляющие сами, рекламируя свои услуги пенсионным фондам, соглашались на их условия обеспечить гарантированную доходность вложенным средствам. "Когда вы заключали договоры с НПФ, что же не обращали внимания на пункт о возвратности и доходности? Где был ваш риск-менеджмент? То, что на растущем рынке вам казалось несущественным, сейчас создает проблемы. Я по-человечески вас понимаю, но доля вашей вины в том, что мы сейчас получили, тоже есть", - сказал Миловидов. Тем не менее, глава ФСФР отметил, что его ведомство будет содействовать налаживанию диалога между УК и НПФ по этому вопросу.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });