ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Как мы искали радиацию в "Коломенском"

Корреспондент Interfax.ru обследовал участки в районе парка "Коломенское", где, как ранее сообщили экологи, обнаружено превышение радиоактивного фона. Радиацию найти удалось, равно как и борцов с ней

Как мы искали радиацию в "Коломенском"
Фото: Reuters

Москва. 27 мая. INTERFAX.RU – Как обычно все началось с позывных "Гринпис". В прошлую пятницу экологи заявили об обнаружении нескольких участков радиационного загрязнения в 100 метрах от Москвы-реки и в сотнях метров от музея-заповедника "Коломенское". Представители организации заявили, что на данных участках гуляют москвичи, а защитных ограждений и предупреждающих знаков не выставлено. Экологи заявили, что направили письма в правительство Москвы, МЧС и НПО "Радон" с координатами обнаруженных мест радиоактивного загрязнения и требованиями незамедлительно принять меры, ограничить доступ к опасным участкам и приступить к дезактивации территории. ГУП "Радон", которое занимается проблемами дезактивации московских территорий, отреагировал на сообщения медлительно, но категорично. По словам представителя организации, о загрязнении известно давно и работы там ведутся. В эту среду тему продолжил глава московского департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. "В районе парка Коломенское есть минимальный фон радиации, но по данным Роспотребнадзора, он станет опасным для человека, если будет превышен в 400 тысяч раз", - так он прокомменитровал "Интерфаксу" сообщения об обнаруженном на берегу реки Москвы в Южной административном округе зоны серьезного радиоактивного загрязнения. Корреспондент "Интерфакса", побывавший на месте, убедился, что оценки эти сильно занижены.

Если судить по информации проекта WikiMapia, на участке, где была найдена радиоактивная почва, в прошлом размещались очистные сооружения Московского завода полиметаллов - предприятия, некогда производившего для страны бериллий и его сплавы (применяются в рентгенотехнике и ядерной энергетике), торий, уран, литий, сурьму, ванадий, хром и другие необходимые промышленности, но вредные для людей и окружающей среды вещества. Как утверждается на официальном сайте предприятия, все вредное производство на нем к настоящему времени свернуто.

От напоминающих о прежних днях очистных сооружений сохранились только фрагменты бетонных стен, внутри которых кое-где можно увидеть остатки талой воды. В пятидесяти метрах от них протекает река Москва, по которой время от времени проплывают прогулочные корабли с громко радующимися приближающемуся лету москвичами. Для того, чтобы сюда попасть, нужно либо продираться сквозь заросли от перестраивающейся платформы "Москворечье", либо, что намного проще, пройти через расположившиеся на территории промзоны у Каширского шоссе гаражи.

У обломков припаркован желтый "ПАЗ" ГУП "НПО Радон", на переднем сиденье которого дремлет водитель. Его коллеги в количестве человек пятнадцати, вооруженные промышленными дозиметрами, лопатами и пластиковыми мешками для сбора "грязной" земли, трудятся внутри - на заросшем кустарником и мелкими деревьями пятачке площадью 50 на 100 метров. Недавнее сообщение экологов об обнаружении в окрестностях Коломенского радиоактивного заражения привлекло на заброшенный берег сразу несколько групп журналистов, которых сопровождает Иван Блоков - директор по программам организации "Greenpeace Россия".

За украшенные предупреждающими знаками ленточки, которыми обнесена загрязненная территория, старший бригады НПО "Радон" не пускает. Впрочем, по словам Блокова, радиоактивные участки можно найти и за пределами огороженной зоны. Фон в таких точках может достигать 300 микрорентген в час (мкР/ч) - при нормальном для столицы показателе в 12-20 мкР/ч.

По словам руководителя "радоновцев", в прошлом успевшего поработать на атомоходах и в Чернобыле, в этом году он и его коллеги работают в окрестностях Коломенского с апреля. На прилегающей к очистным сооружениям местности работы продолжаются почти десять лет. Практически сразу после схода снега специалисты изучают изменение уровня радиоактивности.

Вскоре нам вместе со съемочной группой телеканала "Столица" удается найти обходной путь - продравшись через кусты и поваленные деревья, мы подходим к специалистам, работающим у самой ленточки в глубине в закрытой территории. Один из рабочих методично снимает лопатой верхний слой почвы, поднося его к напоминающему миноискатель дозиметру в руках коллеги. Максимальный уровень, который им удается зафиксировать в нашем присутствии, составил 120 мкР/ч, бытовой дозиметр "намерял" 70. На вопрос журналиста "Столицы" о том, каков рекордный показатель для этой территории, рабочие лаконично отвечают: "Без комментариев".

Максимальная цифра, зафиксированная гринписовцами, обследовавшими развалины на прошлой неделе, составила около 900 мкР/ч. Иван Блоков утверждает, что это не рекорд - по его словам, недели четыре назад кое-где в этих местах фон достигал 1500 мкР/ч. Откуда здесь взялось столь серьезное загрязнение, гринписовец не знает - по его словам, отходы мог сбрасывать как завод полиметаллов, так и другие предприятия, которые их сюда просто свозили. По мнению директора по программам "Greenpeace Россия", искать виноватых в произошедшем уже не имеет смысла. "Сейчас главное тут убраться, чтобы народ случайно что-то не подхватил", - добавляет специалист.

Обозреватель Николай Зиборов

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });