РЖД и "Ростех" предложили передать им "ГЛОНАСС"

В России может появиться единая цифровая транспортно-логистическая система

РЖД и "Ростех" предложили передать им "ГЛОНАСС"
Фото: ТАСС, Елена Нагорных

Москва. 6 ноября. INTERFAX.RU - Глава "Ростеха" Сергей Чемезов и генеральный директор ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров предложили правительству передать им акции АО "ГЛОНАСС", пишет в понедельник "Коммерсантъ".

Руководители компаний предложили премьер-министру Дмитрию Медведеву проработать вопрос о передаче 50% акций "ГЛОНАССа" в уставный капитал РЖД и 50% — в собственность "Ростеха".

В дальнейшем также предлагается "рассмотреть возможность участия в "ГЛОНАСС" компании РТИТС (оператор государственной системы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн "Платон") путем приобретения на рыночных условиях дополнительной эмиссии 25,1% акций", - отмечает газета. Она уточняет, что в РТИТС 23,5% принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю Ротенбергу, 50% — "РТ-Инвесту", блокпакетом которого владеет "Ростех", еще 19% у Андрея Шипелова и 7,5% у Антона Замкова.

Передача "ГЛОНАССа" в РЖД и "Ростех" повысит экономическую эффективность и безопасность всего транспортно-логистического комплекса, а также реализацию транзитного потенциала страны, заявили изданию представитель "Ростеха". "Это также позволит привлечь частных инвесторов, и тем самым снизить затраты бюджетов, финансовую нагрузку на бизнес и население", - добавил он.

Одна из целей вхождения в "ГЛОНАСС" новых участников - создание цифровых сервисов по контролю транзита экспортно-импортных грузов, снижению времени прохождения транзитных грузов и интеграции с сопредельными государствами, включая Казахстан, Белоруссию, Китай и страны Евросоюза, а также развитие международного проекта "Один пояс - один путь", следует из письма РЖД и "Ростеха". В нем также указывается, что участие "Ростеха" "обеспечит устойчивую загрузку оборонных предприятий гражданской продукцией для транспортной телематики".

Предлагаемое создание "единой цифровой транспортно-логистической экосреды" может выразиться в оборудовании всех грузовых вагонов электронными датчиками, которые заменят осмотрщиков, и введением системы обязательного страхования грузов как минимум для транзита, следует из письма.

Также сообщается, что на железных дорогах будет создана "единая система цифрового контрольного оборудования", которая позволит "своевременно выявлять технические и коммерческие неисправности подвижного состава" и формировать дополнительные информационные сервисы для грузоотправителей и операторов. Внедрение этой системы "позволит сформировать условия для создания сквозной системы страхования грузов" для привлечения крупных мировых логистов на российский рынок. Сегодня никто груз страховать не обязан: это делается по желанию, а РЖД как перевозчик за его утрату несет ответственность в размере стоимости груза.

Медведев в ответ на письмо поручил вице-премьерам РФ Юрию Борисову и Максиму Акимову совместно с "Ростехом" и "Российскими железными дорогами" в течение двух недель проработать вопрос создания в России единой цифровой транспортно-логистической системы на базе "ГЛОНАССа", следует из письма, направленного в аппарат правительства 26 октября, добавляет "Коммерсантъ". Создание такой системы предусмотрено программой "Цифровая экономика", утвержденной правительством в 2017 г. Представитель Акимова Алия Самигуллина подтвердила газете наличие такого поручения, отметив, что его срок еще не вышел, "вопрос прорабатывается".

В долгосрочной программе развития "Российских железных дорог" до 2025 г. не указывается общий бюджет программы цифровизации, но перечислены ее мероприятия, отмечает издание. Среди них, в частности, - создание платформы управления и мониторинга грузовых перевозок, инструментов интеллектуального управления движением, цифрового моделирования и мониторинга транспортных средств и объектов инфраструктуры, модернизация архитектуры информационных систем и IT-инфраструктуры на основе импортонезависимого программного обеспечения.

В инвестиционной программе на 2019-2025 гг. на корпоративную информатизацию (автоматизацию перевозочного процесса) предусмотрено 43,1 млрд руб., на обновление оборудования и устройств связи - 19,4 млрд руб., на единую интеллектуальную систему управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте - 3,5 млрд руб.

Помимо учтенных в инвестиционной программе РЖД затрат, существует более крупная программа на уровне Минтранса: в рамках программы "Цифровая экономика" министерство планирует создать единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЕЦПТК), добавляет "Коммерсантъ". Она должна базироваться на существующих системах "Платон", "Российских железных дорог" и "ЭРА-ГЛОНАСС". В 2017 г. занимавший тогда должность первого замглавы Минтранса (сейчас - министр) Евгений Дитрих говорил, что ЕЦПТК начнет функционировать в конце 2019 г., в полном объеме заработает в 2022 г., а ее стоимость составит около 450 млрд руб.

Как пояснял генеральный директор РТИТС Антон Замков, платформа будет подразумевать оборудование транзитных грузов, идущих по коридору Азия-Европа, единой электронной пломбой с использованием технологии ГЛОНАСС и полностью электронным декларированием с применением технологии блокчейн. В мае 2018 г. крупнейшие транспортные компании, в том числе РЖД, "Автодор", "Аэрофлот" и РТИТС, подписали соглашение о создании ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", которая должна заняться созданием ЕЦПТК.

Компания "ГЛОНАСС" основана по поручению президента РФ Владимира Путина в 2015 г., управляет системой экстренного реагирования при ДТП "ЭРА-ГЛОНАСС". В апреле 2018 г. занимавший тогда должность вице-премьера РФ Дмитрий Рогозин на встрече с президентом сообщал, что системой оснащены более 1,8 млн автомобилей в стране, а к 2019 г. их число увеличится до 3,5 млн. Он также заявлял, что в 2018 г. прекратится государственное финансирование проекта, так как компания вышла на самоокупаемость. В июле 2018 г. главой "ГЛОНАССа" назначен экс-советник главы Минкомсвязи Игорь Милашевский, сменивший на этой должности Андрея Жерегелю.

Собеседник газеты на рынке полагает, что сейчас компания "ГЛОНАСС" не способна без бюджетного финансирования развивать коммерческие сервисы. "Даже с обязательным внедрением "ЭРА-ГЛОНАСС" на Дальнем Востоке и у российских автопроизводителей возникают проблемы из-за дороговизны установки оборудования и отсутствия собственной сети обслуживания", - отметил он. Кроме того, работа АО стала причиной отказа множества туристических групп от поездок в города-организаторы чемпионата мира по футболу во время его проведения: "Это также вызвало недовольство со стороны автоперевозчиков, поэтому пришлось в экстренном порядке переключать иностранные автобусы на бортовые устройства системы "Платон", - добавил он.

"Ростех" давно рассматривался как один из потенциальных собственников "ГЛОНАССа". Как сообщало ранее издание, еще в 2016 г. рассматривалась схема, в которой государственная корпорация получила бы от РФ 58,8% акций, еще 29,5% планировалось передать "Роскосмосу", после чего - провести допэмиссию в пользу "Ростелекома" . Еще раньше, осенью 2014 г., из-за дефицита госсредств Минфин предлагал пустить в капитал "ГЛОНАСС" не только компании с госучастием, но и операторов связи - МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" , которые взаимодействуют с "ЭРА-ГЛОНАСС".

В России
Россия заподозрила Браудера в причастности к смерти МагнитскогоРоссия заподозрила Браудера в причастности к смерти Магнитского
На брифинге Генпрокуратуры заявили, что у британского финансиста был мотив - он хотел скрыть совершенные преступленияПодробнее
На конференции ЕР в Татарстане предложили заменить праймериз электронным голосованиемНа конференции ЕР в Татарстане предложили заменить праймериз электронным голосованием
По мнению единороссов, доступное для всех голосование по отбору кандидатов слишком затратноПодробнее
"Ъ" сообщил, что "Первому каналу" понадобятся регулярные субсидии до 2025 года"Ъ" сообщил, что "Первому каналу" понадобятся регулярные субсидии до 2025 года
Согласно расчетам, подготовленным PwC, ежегодно из федерального бюджета канал получит 6,5 млрд рублей в 2018-2021 годы и 5 млрд рублей в 2022-2025 годыПодробнее
Памятник Сталину в Новосибирске установят на территории местного обкома КПРФПамятник Сталину в Новосибирске установят на территории местного обкома КПРФ
КПРФ должна установить памятник в соответствии с проектом в срок до 9 мая 2019 года за счёт своих средствПодробнее
Минздрав поддержал идею о введении акциза на колбасу, сосиски и беконМинздрав поддержал идею о введении акциза на колбасу, сосиски и бекон
Идея находится на этапе инициативы, конкретные шаги еще будут обсуждатьсяПодробнее
Песков исключил автоматическую передачу Курильских островов ЯпонииПесков исключил автоматическую передачу Курильских островов Японии
Пресс-секретарь президента отметил союзнические обязательства Японии и напомнил опыт Горбачева и то, как НАТО приближается к российским границамПодробнее
Недвижимость
Последние новости
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179055725677943', params: { p1: 'byued', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsAdaptive');