ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Роман Вильфанд: мы люди, и воспринимаем все субъективно

Глава Гидрометцентра России развенчал мифы о народных приметах и рассказал, где смотреть "правильную" погоду

Роман Вильфанд: мы люди, и воспринимаем все субъективно
Роман Вильфанд
Фото: ТАСС, Сергей Савостьянов

Москва. 1 октября. INTERFAX.RU - Несмотря на множество событий в политической и социальной сфере, погода за последние полгода прочно обосновалась в заголовках новостей. Майский снег, холодное начало лета, ураган в Москве, аномальная жара в августе и долгое "бабье лето" в сентябре обеспечили повышенное внимание к метеорологам. Глава Гидрометцентра России Роман Вильфанд рассказал корреспонденту "Интерфакса" Алексею Курилову, где лучше искать прогноз для любой точки планеты, развенчал мифы о народных приметах, рассказал о возможностях нового суперкомпьютера и объяснил, почему людям так нравится ругаться на синоптиков.

- Есть ли уже данные, каким был прошедший сентябрь? Был ли он аномально теплым?

- Для большинства регионов в европейской части страны сентябрь был теплым. Температурный фон таков: в центре Европейской России температура выше нормы на 2,0 – 2,5 градуса, это заметная все-таки величина. И на юге европейской части страны температура выше нормы на 3,0 и более градуса. То есть нынешний сентябрь на европейской территории - теплый.

В Западной Сибири, особенно в южных регионах, и в центральных регионах Средней Сибири – густонаселенные Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край, юг и центр Красноярского края, Хакасия, Тыва, Бурятия и Забайкалье – там температура ниже нормы. В Дальневосточном регионе: в Якутии, в Магаданской области, на Чукотке температура была выше нормы на 2-3 градуса.

И еще, наверное, имеет смысл сказать, что в большинстве субъектов в европейской части страны осадков в сентябре выпало заметно меньше нормы. В Москве – процентов 60. Это, конечно же, очень сухой месяц. Аналогичная ситуация и в Центральном Черноземье, в Ростовской области. А вот на юге, в республиках Северного Кавказа, на юге Краснодарского и Ставропольского краев – там пятнистая ситуация: были регионы с сильными осадками, а рядом – где была засуха.

В целом в Московской области и в сопредельных областях период с 1 апреля по 30 сентября по температурному фону был близок к норме или несколько выше нормы.

- Если вспомнить, в этом году теплым был март, потом был холодный апрель и невероятно холодные май и июнь, по крайней мере, по ощущениям. Затем нормальный июль и снова тепло в августе и в сентябре. Есть ощущение, что лето сместилось на пару месяцев вперед. Так ли это?

- Это ощущение не совсем правильное. Когда мы говорим о смещении каких-то макромасштабных эпизодов, то нужно иметь ввиду, что эти все смещения – они же относительно чего-то, относительно нормы. А норма рассчитывается большой промежуток времени и включает более теплые эпизоды в более ранние сроки и наоборот. Например, самые теплые 29 и 30 сентября в Москве были в 1899 и 1900 годах – 23,3 градуса. А самые холодные сутки – в 1881 году. Если усреднить все эти очень холодные и очень теплые периоды, то мы получим некую норму. Когда наблюдается, например, как в нынешнем сентябре, очень теплый эпизод, мы говорим – "невероятно". Но нет, это вероятно, потому что это уже было.

Но вот изменчивость всего теплого периода года достаточно большая. Конечно, и раньше были эпизоды, когда во второй половине апреля и в мае температура была ниже, чем та, которая наблюдалась в этом году. Вероятность повторения такого - примерно один раз в 10-11 лет. Это правда, были очень холодные месяцы - вторая половина апреля, весь май, весь июнь и первая половина июля. Ну холодные, но были и более холодные. А потом было очень тепло.

- А вероятность того, что, скажем, 2018 год будет таким же неоднородным, как этот, - выше? Будет ли эта неоднородность встречаться чаще?

- Все ситуации, доступные нам в архивах, подвергаются исследованиям, анализируются на предмет того, существуют ли некоторые гармонические колебания, существуют ли какие-то другие более сложные процессы. Так вот, оказывается, что не существует никаких связей, закономерностей между макромасштабными процессами в один период и в другой.

Это стремление к справедливости человека - если когда-то было очень холодно, то, конечно же, скоро это должно возместиться – только кажущееся. На самом деле, ничего подобного.

Действительно, существуют фундаментальные законы, баланс энергии. Но этот баланс распределен по всему земному шару, по всей толще атмосферы и по всей толще океана. Если наблюдается место, где температура выше нормы в приземном слое, то это не значит, что так везде – выше в атмосфере может быть ниже нормы. Или все может компенсироваться тем, что в океане, совершенно в другом месте, был холод. Поэтому представление о компенсации в данном регионе абсолютно не основано на фундаментальных законах.

- То есть мы привыкли оценивать погоду по маленькому пятачку, где мы живем, а все на самом деле гораздо сложнее?

- Во-первых, оцениваем на маленьком пятачке, а во-вторых, внося туда свои субъективные ощущения: "Ну разумеется, раз был холодный период, ну, когда-то оно компенсируется теплым". Но это все субъективное восприятие, кажущаяся логика, это не законы природы.

- Перестали ли действовать приметы, которыми пользовались наши предки, в связи с изменениями климата?

- Естественно, у каждого человека есть уважение к народным приметам, народной мудрости. И я всегда раньше использовал такую дипломатичную форму ответа: "Наверное, в прежние климатические эпохи эти приметы могли быть справедливыми, но сейчас, когда изменился климат, они не работают".

Я, наверное, впервые отвечу более расширенно на этот вопрос.

Мы проводили исследования и выяснили, что не существует примет, которые бы оправдывались. Просто даже статистически значимых. Очень красная рябина к суровой зиме – да ничего подобного. Холодная зима и очень жаркое лето – тоже ничего подобного. Ну и так далее: курочка попила водичку в мартовский день и будет какое-то там лето – не оправдывается, и все тут. Ну никакой связи нет.

- Проводились исследования? Оценивали цвет рябины по фотографиям?

- Мы брали данные у биологов, у лесников – лет 35 назад такие исследования проводились. Потом проводились исследования, есть ли связь между теплым отдельным днем и тем, что будет какое-то особенное лето. Выяснилось, что никакой связи нет. Ни одна примета на долгие сроки не оправдывалась.

Есть только две объяснимые позиции для прогноза на краткие сроки. Первая: "если ласточки летают низко – к дождю", объяснение здесь простенькое. Перед дождем содержание водяного пара в атмосфере увеличивается, мошкара летает низко - потому что крылышки намокают, - а ласточки ею питаются. И вторая: если заходящее солнце вечером не красное, то погода изменится. Это действительно так, потому что, если две воздушные массы имеют разные физические свойства, значит, соответственно, между ними фронтальный раздел. А тогда и солнечные лучи заходящего солнца поглощаются не так, как обычно; если масса однородная – красный цвет, а если беловатое солнце, то это действительно говорит об изменениях.

Но на самом деле современные методы прогнозирования дают гораздо более точные результаты, чем по мошкаре.

Возвращаясь к реалистичности примет на месяц и сезоны, на долгие сроки, мне трудно представить, как раньше могли эти приметы быть сформулированы. Для того, чтобы получить зависимость одних событий от других, нужно иметь длинный ряд однородных наблюдений, проводить статистические исследования. Сложно представить, что кто-то проводил нечто подобное, когда не было наблюдательного инструментария. Скажем, давление начали измерять только в середине XVII века. Термометр – знаете, когда появился впервые? Только в 1724 году. А сеть станций появилась только в первой трети XIX века. Значит, и объективных данных просто не могло быть.

Думаю, что это просто кто-то однажды заметил что-то, а дальше начали играть эмоции: если в следующем году не было связи – ну и ладно, а вот если через три года то же самое – это фиксируется. Знаете, человек – существо субъективное. А исследователи этой субъективности не понимают.

- Периодически в беседах с коллегами и знакомыми мне приходится отстаивать честь метеорологов. Мне говорят: вот, синоптики снова нам наврали; почему они сами не смотрят в окно и не видят, что идет дождь, а у них там в прогнозе солнце? Насколько точные у вас прогнозы?

- Знаете, есть такой анекдот. Два крестьянина из небольшой деревеньки, несколько десятков хат, обсуждают точность прогноза. Один другому говорит: "Гидрометцентр прогнозировал осадки только местами, а тут по всей деревне хлещет!" Так что каждый воспринимает по-своему.

Если говорить серьезно, то есть целый набор оценок, предложенный Всемирной метеорологической организацией (ВМО), и мы используем десять различных показателей, по ним мы смотрим – вот это оправдалось, вот это не оправдалось. Но для большей понятности для читателей мне приходится говорить о процентах.

Прогностическая метеорология – наука достаточно молодая, ей всего полтора столетия. Качество прогнозов постепенно растет, и сейчас математическая теория прогнозирования развита достаточно сильно. Прогноз погоды в 2013 году на третьи сутки имел такую же успешность, как в 2009 году - на первые, когда был только установлен суперкомпьютер SGI (ныне устаревший). Но метеоролог, в отличие от любой другой профессии, находится под пристальным вниманием абсолютно всех властных структур, МЧС и особенно – населения. Потому что кто еще выпускает прогнозы каждый день, и есть возможность проверить их?

И вот тут-то снова эмоциональная сторона. Если выпускаешь прогноз о дождливой погоде, человеку неприятно его слышать. Ну что это такое – дождь, холодно! Уже накапливается неприятие. Кто-то же должен быть в этом виноват? Ну конечно: метеоролог.

Хотя, кстати говоря, удивительно: все так в сентябре благодарили за теплую погоду – "ну, спасибо!" - и такая была приязнь к метеорологам…

- То есть вас благодарили за сентябрьскую погоду?

- Ой, не то слово! Но мы же никаких усилий к этому не прикладывали.

Так вот, отношение к успешности прогнозов – оно человеческое, в прямом смысле человеческое. Так считают психологи, и я к этому склоняюсь: когда прогноз оправдывается, это воспринимается естественным, рутинным. Сегодня, завтра, десять дней кряду – оправдался. А в какой-то день – нет. И у человека наступают негативные последствия, он промок, простыл. У него это откладывается в памяти. И вот когда наступает три, пять, десять таких событий, пусть даже этих неоправдавшихся прогнозов в двадцать раз меньше, чем оправдавшихся, на чаше весов неоправдавшиеся весят гораздо больше.

Потому что мы люди, и воспринимаем все субъективно.

- Какова вероятность, что прогноз Гидрометцентра будет точным?

- Прогноз на первые сутки оправдывается с успешностью 95%, хоть я и не люблю проценты. То есть в одном случае из двадцати прогноз не оправдывается, а в 19-ти – оправдывается. После того, как у нас будет установлен суперкомпьютер – и он заработает на полную мощность, прогнозируем, что успешность прогнозов будет повышена до 97%. То есть только в одном случае из тридцати прогноз не будет оправдываться.

Прогноз на третьи сутки сейчас оправдывается на 90%, а будет – на 92-93%. Прогноз опасных явлений оправдывается на 92%, то есть 8% не оправдывается. Но если будет реализован проект, который мы обсуждаем с московским правительством, количество неоправдавшихся прогнозов уменьшится на 30%, и вместо 8% неоправдавшихся прогнозов будет 5%.

- А каков горизонт прогнозирования?

- Мы планируем, что успешность прогнозов на 7-8 сутки будет такова, что где-то к 2020-му году можно будет использовать их для принятия решений. Сейчас же прогноз имеет практическую предсказуемость, в среднем, до шести суток.

Кроме того, речь идет о детализации прогноза. Новые методы позволят описывать динамику прогнозов по суткам и по часам. Мы планируем, что к 2020 году будет прогноз по районам Москвы, по префектурам.

- После урагана в Москве МЧС стало активно рассылать эсэмэски. Часто жители Москвы и Подмосковья жалуются, что предупреждения не всегда оправданы. Вам такие сообщения приходят?

- Все говорят, что существуют такие эсэмэски, но я их никогда не получаю. Но вопрос справедливый.

Это очень дискуссионная тема: существует пороговое значение для опасного критерия, и можно прогнозировать значительную вероятность превышения этого порога: например, ветер 25 м/с. Это опасная ситуация – деревья вырывает с корнем, сносит крыши… Но в последнее время наши коллеги в территориальных органах начали прогнозировать ситуацию менее критичную. Например, ветер в порывах 15 м/с.

Но, понимаете, это действительно очень сложный вопрос восприятия: прогноз оправдывается, но ветер такой наблюдается далеко не везде в Московской области. А где он будет таким, описать трудно, модели не детализированы, поэтому выпускается прогноз для всего региона. Прогноз оправдывается, но в трех-пяти местах. Так что нужно совершенствовать методы прогнозирования, и здесь дело не только в новом суперкомпьютере – нужно дорабатывать системы уравнений, вкладывать знания и интеллект талантливых людей.

- Многие смотрят прогноз на "Яндексе", многие получают его на мобильный телефон – в iPhone, например, есть встроенное приложение. Кто-то доверяет другим отечественным и западным службам и сайтам. Где лучше всего смотреть погоду?

- Очень хороший и правильный вопрос. Мы много путешествуем по всему миру, и, естественно, ответ важен.

Проводились исследования, и выяснилось, что самые точные прогнозы для конкретной территории даются национальными метеорологическими службами. Почему?

Нужно сказать, что мы все работаем все во Всемирной метеорологической организации, здесь нет конкуренции, и мы свободно обмениваемся данными: вся информация из Европы, Америки, Китая поступает к нам, аналогично свою информацию мы передаем им. Так что, разрабатывая свои методы, мы получаем абсолютно всю информацию от других стран. И мы наилучшим образом можем обрабатывать эту информацию для себя, имея архивы наблюдений, зная, в какой сезон какая математическая модель у нас лучше работает. Кроме того, синоптик на месте лучше знает микроклимат, особенности ландшафта, трансформацию воздушных масс. И так в каждой стране.

Например, до 2009 года выходная продукция английских, американских служб по осадкам давала лучший результат, чем наша собственная. С 2009 года – все, ребята, отойдите, тут уже мы даем самый лучший. Но, конечно же, мы используем и другую продукцию. Все это замешивается в общей системе, хотя наш вклад очень большой.

Так где же лучше смотреть? Естественно, на сайте национальной метеослужбы. Но это сложно – найти национальные службы, скажем, Польши или Португалии, поэтому Всемирная метеорологическая организация создала сайт: World Weather Information Service. И там информация на ближайшие три-пять дней, в зависимости от развитости метеослужбы в конкретной стране. Вот я рекомендую всем пользоваться этим сайтом. По территории России прогнозы на этом сайте предоставляются Росгидрометом.

- Как вы сами узнаете погоду? Вот вы просыпаетесь, вам нужно знать, брать вам с собой зонт или нет. Вы смотрите в окно, на градусник, открываете какой-нибудь сайт – или вы уже заранее все знаете?

- Знаете, я терпеть не могу зонт, разве что уж совсем ливень. Как правило, я его не беру. Ну пойдет и пойдет.

Мне погоду особенно не нужно смотреть, потому что я живу в этом. Жизнь метеоролога – это не та жизнь, когда от начала до конца работы что-то делаешь, а потом чувствуешь себя свободным. Если меня разбудить, я все равно расскажу, какая ситуация.

Конечно, я смотрю в компьютер и, естественно, смотрю в окошко. Хотя – больше на сайт, конечно: какая аэрологическая диаграммка, какие радарные данные. Мне, конечно же, приходит информация об экстренных событиях.

- Звонят ли вам по утрам крупные руководители – чиновники администрации президента России, министры, звезды эстрады или известные люди с вопросом: "Роман Менделевич, какая будет погода?"

- Все что звезды - это не про меня. Раньше звонки от крупных государственных чиновников были. Но в 2011 году мы создали специальное подразделение Гидрометцентра – Ситуационный центр Росгидромета, и сейчас он вовлечен в жизнь всех структур, органов исполнительной власти, через Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Что бы ни произошло – горят леса, взрываются боеприпасы, социальные какие-то события – начинается обсуждение с погоды, потому что погоду всегда нужно знать для принятия решения. И слава богу, сейчас там есть дежурный, и вот туда сейчас все и звонят. Там самая свежая информация.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });